Декартовы координаты - координаты отнесения
Основы философии / Декартовы координаты - координаты отнесения
Страница 2

Объективированный в Декартовых координатах тип рациональности охватил не только познание вещей, но и познание мира человека. Уже у самого Декарта в трактате "Страсти души" человеческое тело трактуется как машина (см.[1]. С.597-598, 612), а действия тела как коррелят душевных переживаний, и все внимание философа сосредоточено на "местопре бывании" души в теле и на связи души со всеми частями тела (см. [1]. С.610-612). Термины "местопребывание", "местонахождение", "расположение", "движение железы", "направление движения", "присутствие" и т.

п. становятся определяющими для описания души и ее страстей. С еще большей силой математически-механистическое понимание человека находит свое проявление у последователей Картезия.

Но подобный принцип рассмотрения человека через отнесение его как своеобразной tabula rasa к чему-то внешнему для него, что его формирует, сохранился и позже. Так человека понимало Просвещение: среда формирует характер. Из этого принципа исходит марксист ская концепция человека: "Сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений". Не изменяют ему различные социологические теории лич ности. П.Сорокин прямо пользуется языком Декартовых координат, говоря о социальной природе человека, которая определяется местоположением человека в социальном простран стве. "Совокупность групп, а также совокупность положений внутри каждой из них, - пишет П.Сорокин, - составляют систему социальных координат, позволяющих определить социаль ное положение любого индивида" ([3]. С.299). Помещение человека в систему социальных координат определяет его социальное лицо: "Скажи мне, к каким социальным группам ты принадлежишь и каковы твои функции в пределах каждой из этих групп, то я скажу тебе, каково твое социальное положение в обществе и кто ты в социальном плане" ([3]). Однако интуитивно очевидно, что познание человека не укладывается в рамки методологии Декар товых координат, ибо она не дает возможности уловить свободу как характерную черту человеческого бытия и амбивалентность как характерную черту ценности. Свобода в этом случае оказывает равна необходимости, именно так ее определил последователь Декартов ского рационализма Спиноза, а амбивалентность ценностей вообще игнорируется. Поэтому рациональное познание человеческого бытия нуждается в иной методологии, но такой, ко торая должна быть выстроена в традиции европейской рациональности, для которой опре деленным образом построенное пространство выступало условием познания, т.е. условием локализации как объекта познания среди других объектов, так и познающей мысли среди других мыслей. Но только в отношении к мысли это означало не занятия ею какого-то мес та в пространстве своих объектов, а умение мысли распознавать места своих объектов, т.е. артикулировать их пространственность, тем самым проявлять и свою определенность. Хо тя сама определенность мысли и человека, чьим неотъемлемым свойством она выступает, появляется в пространстве иного типа - пространстве Дантовых координат.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...