Логика научного исследования
Материалы / Логика научного исследования
Страница 3

Все перечисленные нами отговорки не смогли бы привести Ньютона к пониманию причин падения яблока. Чему же удивился Исаак Ньютон? Вспомним изречение великого Платона: "Я знаю, что я ничего не знаю". Вот он первый ключ к двери науки: искреннее удивление своему незнанию. Большинство людей думают, что наука, а точнее научный процесс, - это когда учёный старательно собирает факты (наблюдает, проводит эксперименты), а затем тщательно их обобщает, в результате чего получает теорию. Это вторая ошибка. Представьте себе психолога (обозначим его ученый "А"), который изучает ценностные ориентации, для чего протестировал 100 человек.

Основываясь на полученных данных, он вывел закономерность в виде иерархии ценностей и их зависимости от возраста. Итак, результатом работы этого ученого стало два вывода: об иерархии ценностей и об их возрастной динамике. Итого: результат ученого А - 2 вывода.

Другой ученый (обозначим его ученый "Б") пошел по другому пути. Он начал изучать философские и психологические источники, чтобы понять, как строится иерархия ценностей, что это вообще такое и т.д. Он так же нашел статью ученого А, которую сделал частью своей теории. Теория ученого Б строится на предположениях (гипотезах), а статью ученого А он сделал всего лишь одной из гипотез. Результатом его работы стала большая теория, которая состоит из нескольких предположений (к примеру,

4). Ученый Б решил проверить каждое из них, для чего так же провёл исследование. В результате исследования часть его гипотез (к примеру,

2) подтвердилась. Остальные 2 опроверглись, поэтому ему пришлось сформулировать ещё 2 новые гипотезы, чтобы немного "подлатать" свою теорию. Итого: результат ученого Б: 2 вывода о подтверждении его гипотезы, 2 вывода о неподтверждении и 2 новые гипотезы для дальнейшей работы. Всего 6 выводов. В дальнейшем ученый Б проводил новые исследования для проверки новых гипотез.

Кто из ученых А или Б оказался более результативным? Ответ однозначный: ученый Б в три раза эффективнее ученого А. Процесс научного поиска идёт по пути проверки научных гипотез (метод дедукции), а не по пути собирания фактов (метод индукции). Именно поэтому, чтобы работа была результативной, необходимо сначала сформулировать теорию, состоящую из набора гипотез, чтобы затем проверять эти гипотезы. Заметим, гипотезы не нужно стремиться подтвердить, их нужно стремиться проверить! Подтверждая гипотезу, вы получаете только один результат, опровергая её - сколько угодно альтернативных гипотез. Вот он второй ключ к науке: критическая установка, желание проверить теорию. Наука многое объясняет. С различным успехом, но очень многое. Немного утрируем это утверждение. Представьте, что вам необходимо всю жизнь всем всё объяснять, приводить доводы и аргументы и защищаться, если кто-то объясняет это по-другому. Долго ли вы продержитесь?

Для науки одной цели мало. Нужно усвоить, что у науки есть три основных цели:

1. Описать.

2. Объяснить.

3. Предсказать.

Вот она научная мантра: "описать, объяснить, предсказать". Собственно, логика научной работы строится именно в этом порядке. В теоретической части работы описываются мнения различных авторов, рассматриваются теории и гипотезы, в конце теоретической части автор строит свою гипотезу, чтобы объяснить проблему работы, и, наконец, в практической части он может попытаться проверить свою теорию: как она предсказывает поведение, качества, мнения людей или другие события. И если окажется, что некоторые гипотезы опроверглись - автор продолжает улучшать свою теорию, формулируя новые гипотезы. Главная его цель - сделать так, чтобы гипотеза как можно эффективнее предсказывала явления. И в этом третий ключ к науке: формулировка чётких целей, включающих описание, объяснение и предсказание.

Существует мнение, что наука - скучное занятие. Очень уж много правил, ограничений, стандартов. Есть и противоположные суждения: наука - творческое занятие, увлекательное, интересное. Конечно же правда находится посередине. Правила, ограничения и стандарты есть везде и в науке тоже, но их ровно столько, сколько нужно для универсализации результатов. Правила в науке существуют для того, чтобы зная их любой ученый в любой стране мог понять другого ученого. Творчество в науке - неизбежно. Выведение теории - это творчество. Создание нового метода - это творчество. Реализация проверенной теории на практике - это творчество. В метаниях между стандартом и творчеством увязают многие начинающие ученые не в силах найти компромисс.

Наука - это технология творчества. Технология - это порядок действий для достижения цели. Технология имеет чёткую последовательность, методы контроля качества процесса и результата. Замете, наука - это не жесткая технология и не свободное творчество. Эту технологию нужно изучить. К счастью, для этого есть множество литературы с заголовками "методы и методология психолого-педагогического исследования", "экспериментальная психология", "методы исследований в психологии" и т.п. Если Вы начинаете писать научную работу - изучите технологию её написания. Примите эту технологию как есть, она существует чтобы облегчить научный процесс тем, кто её знает. Знание - сила.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...