Логика научного исследования
Материалы / Логика научного исследования
Страница 2

Познание всегда связано с созданием новых понятий и теории. Интересно, что часто эксперт как бы на ходу порождает новые знания, прямо в контексте беседы с аналитиком. Такая генерация знаний может быть полезна и самому эксперту, который до того момента маг не осознавать ряда соотношений и закономерностей предметной области. Аналитику, который является повитухой при рождении нового - знания, может помочь тут и инструментарий системной методологии, позволяющий использовать известные принципы логики научных исследований, понятийной иерархии науки.

Мы видим сами в этом исследовании три существеннейших недостатка, которые оказались, к сожалению, непреодолимыми у нас в этом первом опыте, идущем в новом направлении.

Первый из них заключается в том, что обществоведческие понятия ребенка взяты более с общей, чем со специфической стороны. Они служили для нас более прототипом всякого научного понятия вообще, чем определенным и своеобразным типом одного специфического вида научных понятий. Это было вызвано тем обстоятельством, что на первых порах исследования в новой области необходимо было отграничить научные понятия от житейских, вскрыть то, что присуще обществоведческим понятиям как частном случаю научных понятий. Различия же, существующие внутри отдельных видов научных понятий (арифметические, естественнонаучные, обществоведческие понятия), могли сделаться предметом исследования не раньше, чем была проведена демаркационная линия, разделяющая научные и житейские понятия. Такова логика научного исследования: сперва находятся общие и слишком широкие черты для данного круга явлений, затем отыскиваются специфические различия внутри самого круга. Но автоматизация поиска информации - поиска многоаспектного (по ряду критериев) - и ее машинная обработка предполагают логическую систематизацию научных дисциплин и документальных материалов. Такая систематизация требуется также в связи с усложнением прогресса науки, когда продолжающееся ветвление наук все сильнее сочетается с их интеграцией, синтезом знания. Обогащение содержания знания, невиданный ранее рост числа собираемых наукой фактов - все это действует в том же направлении: объемность материала требует его представления в компактной и обозримой форме, а для этого логические методы могут представлять значительную ценность. Все это выдвигает на весьма видное место тот комплекс задач, который объединяют понятиями логика научного исследования и формализация. Для разработки проблем логики научного исследования фундаментальна роль математической логики и связанных с ней дисциплин. Учение о научном знании дифференцируется на несколько отраслей. Первая их них, получившая название логики развития науки, направлена на выявление глобальных закономерностей развития научного знания, касающихся глубокой ретроспективы научного поиска и коренных изменений структуры мышления, вызванных научными революциями. Эти исследования, не могут не опираться на исторический анализ длительных промежутков развития науки, охватывающих несколько крупных этапов эволюции научного мышления. Вторую отрасль философских, методологических исследований иногда называют логикой научного исследования, просто логикой науки, или методологией науки, понимаемой в узком смысле. Эта отрасль также ориентируется на историю науки, но ограничивается каким-либо одним периодом ее развития.

Процесс научного исследования может как загнать ученого в угол, так и открыть перед ним все грани свободы. Вопрос лишь в том, как строить научную работу так, чтобы она приносила удовольствие. Проще всего спросить себя "А кто выбирал, кто решил, что научная работа кажется чрезмерно сложной?". Ответ будет однозначным: "Сам выбирал". Такой диалог с собой многим людям помогает в решении обыденных проблем, даёт своеобразный толчок к пониманию причин многих неудач, которые, конечно же, кроются внутри самого человека. В научном поиске этот метод не приносит результатов. Можно заняться аутогенной тренировкой и как мантру повторять "мне нравится наука, мне нравится научная работа, они приносят мне облегчение". Очевидно, это поможет, но ненадолго. Очень хороший способ самомотивации - почитать статью о диалектике в любом словаре. После этого понимаешь, что количество проблем постепенно перейдёт в качество работы, но при условии, что единство и борьба обыденного и научного мышления должны закончится победой научного. Не избежать так же отрицания отрицания и единства логического и исторического. У читателя ещё не начался нервный тик? Конечно, целью данной статьи не является раскрытие вышеперечисленных методов. Ключ к успешной научной работе - научный оптимизм, который является неизбежным результатом научного мировоззрения.

Многие думают, что настоящий учёный - это человек, который вместо того, чтобы удивляться и радоваться миру, кропотливо занимается его серьезным изучением. Это первое заблуждение. Ещё Аристотель говорил, что наука начинается с удивления. Без этого прекрасного чувства невозможно познание. Подумайте, открыл бы Исаак Ньютон закон гравитации, если бы не удивился падению яблока? У него могло бы быть множество отговорок. К примеру, можно проявить безразличие и сказать, что яблоки падали всегда и будут падать (бытовое мышление). Можно сказать, что яблоки падают потому, что этого хочет Бог и поставить на этом точку (религиозное мышление). Можно так же сказать, что яблоки падают, потому, что земля в них нуждается (мифологические мышление). И, наконец, можно восхищаться самим фактом или процессом, но не обращать внимания на его причины (художественное мышление). Ни одна из этих отговорок не повлияла на великого учёного, открытие которого перевернуло все представления о физике. На сегодняшний день, совершенствуясь в науке, человечество обрело динамику технического и умственного развития, какой не было никогда прежде в истории. Причиной этого являются три основные возможности человека: возможность узнать, возможность проверить и возможность повторить, которые до 20 века фактически не возникали одновременно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...