Философия древней ИндииМатериалы / Философия как особый тип мировоззрения / Философия древней ИндииСтраница 2
В соответствии с принадлежностью к той или иной стихии атомам приписываются качества: атомам земли - запах, вкус, цвет, осязание; атомам воды - вкус, цвет, осязание; атомам огня - цвет, осязание; атомам воздуха -осязание.
Атом: 1.
беспричинный 2.
причина мира. 3.
вечен 4.
является единицей меры 5.
непроницаем, но обволакивается эфиром, который пронизывает все макрообъекты. Здесь эфир выступает как некий аналог пространства.
Джайнизм
. Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана.
Религиозные спекуляции смешиваются с философскими рассуждениями, провозглашается дуализм.
Сущность личности человека двояка — материальная (аджива) и духовная (джива). Связующим звеном между ними является карма, тонкая материя, которая дает возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие дела.Джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и, наконец, о правильной жизни.
Составной частью джайнистского канона являются также различные умозрительные построения, например об упорядочении мира. Космос, согласно джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть уничтожен. Представления об упорядочении мира исходят из науки о душе, которая постоянно ограничивается материей кармы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных сущностях (джива-аджива), об отдельных компонентах, из которых состоит космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и времени.
Буддизм.
В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм — учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама.
Центром учения являются четыре благородные истины. Существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого — это все ведет к страданию. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды. Путь, ведущий к устранению страданий, — благой восьмеричный путь: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение.
Говорится о 5 факторах, которые образуют личность индивида. Кроме физических тел существуют психические, такие, как чувства, сознание и т. д. Рассматриваются и влияния, действующие на эти факторы в течение жизни индивида.
Следующие принципы: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками.
Для этих школ характерно идеалистическое видение мира. Характерной чертой, особенно в буддизме является то, что в этих учениях особое место уделяется человеку, и проблемам этики и познания.
Смотрите также
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...