Философия древней Индии
Страница 1

В середине второго тысячелетия до н.э. в Индию вторгаются воинственные племена, арии. Гимны, которые слагали арии, легли в основу будущего их собрания - Ригведы /РВ/. РВ вобрала в себя миф и ритуал, несла зачаток как религиозного, так и философского видения мира и человека.

Центральный миф РВ говорит нам о происхождении мира, то есть имеет космогоническое содержание. Вначале были лишь воды, которые несли в себя семя жизни. Это было состояние единства: нет ни неба, ни земли, ни дня, ни ночи, ни добра, ни зла, ни мужского, ни женского начал. Это состояние называется также Тьмой. Из него зародилось Единое.

Космос порождает человека. Человек - порождение воды, воздуха и огня. В рамках древнеиндийской философии подчёркивается значение духовной стороны человека, она приобретает здесь космический смысл.

Философ Яджнявалкья рассуждает о познании

, его возможностях и целях. Человек в состоянии бодрствования руководствуется чувственным опытом, но при этом его сопровождают страхи и переживания, препятствующие проявлению его самосознания. Когда человек находится в состоянии сна, его сознание занято сновидениями, и чувственный опыт уже не столь важен; сознание освобождается. Но и во сне человеку грезятся его страхи и переживания, значит, полного простора для реализации своего Я и здесь нет.

Познать что-либо, не значит познать его как «это» или «то», то есть как нечто другое. Речь идет, прежде всего, о самопознании, то есть познания моего «Я». Единственный путь познания «Я» это обратится вовнутрь себя, отрешившись от всего внешнего, чуждого моему «Я».

Самопознание носит временный характер, как же достичь постоянства самосознания? Решением этого вопроса- физическая смерть, при которой сознание отделяется от чувственного мира и приобретает свободу, растворяясь в космосе. Йога, при которой происходит глубокий уход сознания вовнутрь самого себя, приближает человека к самому себе, то есть к его душе.

Мысль, обращённая вовне

, порождает человеческий опыт, практику, полезный результат познания, она даёт стимул работе разума, порождает логику и неизбежно приводит к возникновению науки и философского материализма; мысль же, обращённая в себя

, приводит к уходу от внешнего мира, она вызывает идеи мистицизма и спиритуализма.

Т.о., в древнеиндийской философии подлинным объектом познания является сам человек со стороны бытия его духа. Существует круговорот бытия и цель человеческой жизни. Цель человека - вписаться в него, ибо если он жил недостойно, его душа после смерти может воплотиться в низшем существе - в человеке с пороками, в животном и даже в насекомом. При достойном поведении душа воплощается в человеке с положительными качествами. В Упанишадах говорится: «Как кто-нибудь поступает, как кто-нибудь ведёт себя, таким и становится он (при своём возрождении). Творящий добро, становится добрым, творящий зло, становится злым. Добродетельным становится он благодаря добродетельным поступкам, злым – благодаря дурным поступкам».

Здесь действует закон кармы: каждый получает воздаяние по своим поступкам, но индивидуальная судьба человека определяется законом дхармы. Закон дхармы жёстко предопределяет жизненный путь человека, закон же кармы ослабляет эту предопределённость, даёт возможность человеку влиять на свою жизнь, жизнь своей души, делая сознательный выбор.

В Упанишадах идет поиск конечных причин бытия, первоначала всего существующего. Одна из школ философии Древней Индии Ш в. до н.э. предложила учение об

атомах

(оно носит название Вайшешика). Его идеи сходны с идеями древнегреческих философских Левкиппа, Демокрита, Эпикура. В чём же состоят эти идеи? Канада считал, что существуют тончайшие частички четырёх стихий: земли, воды, света и воздуха. Они назывались параманавас. Это и были атомы - некие минимумы материи. Они находятся в движении по причине внешнего толчка; они обладают свойством соединяться в устойчивые и неустойчивые комбинации. К первым относятся соединения атомов одной стихии, земли например; ко вторым - разных стихий, например, земли и воды.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...