Две традиции в развитии естественнонаучной и гуманитарной культурМатериалы / Наука в контексте культуры / Две традиции в развитии естественнонаучной и гуманитарной культурСтраница 3
, причем объяснение именно причинно-детерминистского толка
.
Итак, объяснение опирается на прошлое
, понимание же принципиально нацелено на будущее
.
Особое место в этой связи занимает предсказание
. И хотя предсказание существенно опирается на объяснение
, как на свой фундамент, служит предсказание все же будущему
, а значит, является существенно ориентированным на понимание. Таким образом, предсказание есть своего рода синтез объяснения и понимания
в смысле истолкования. Стало быть, именно в предсказаниях и должно проявляться наиболее четкое отношение между естественными и гуманитарными науками: в естествознании предсказания обладают, как правило, объективно-достоверным
характером своих выводов, в гуманитаристике же – они принципиально субъективно-вероятностны
.
Особенности такого положения вещей легко понять, если обратиться к критериямразличенияестественнонаучного и гуманитарного познания:
Критерии различения |
Естественные науки |
Гуманитарные науки |
Объект исследования |
Природа |
Человек и общество |
Ведущая функция |
Объяснение (Истины доказываются) |
Понимание (Истины истолковываются) |
Характер методологии |
Генерализирующий (Обобщающий) |
Индивидуализирующий (Ограничивающий) |
Влияние ценностей |
Неявное, несущественное |
Явное, существенное |
Антропоцентризм |
Неприемлем |
Неизбежен |
Идеологическая нагрузка |
Неприемлема |
Неизбежна |
Субъектно-объектные отношения |
Влияние субъекта на объект принципиально должно быть исключено из этого отношения |
Влияние субъекта на объект должно быть учтено как принципиальное требование |
Количественно-качественные отношения |
Познание существенно опирается на количество |
Познание существенно опирается на качество |
Роль эксперимента в познании |
Является основанием всей научной методологии |
Неадекватен как метод и должен быть исключен |
Особенности объекта познания |
1. Материальность 2. Устойчивость 3. Объективность |
1. Идеальность 2. Неустойчивость 3. Субъективность |
Смотрите также
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...