Две традиции в развитии естественнонаучной и гуманитарной культур
Материалы / Наука в контексте культуры / Две традиции в развитии естественнонаучной и гуманитарной культур
Страница 2

Конечно, объяснение, понимание и предсказание как определенные интеллектуальные процедуры применяются как в естествознании, так и в гуманитаристике. И все же объяснениепри­меняется преимущественно в естествознании, так как существенно опи­рается на причинные и другие общезакономерные отношения

. Что же ка­сается гуманитаристики

, то здесь принципиальным является не столько поиск самой закономерности, сколько – учет целей, намерений и моти­вов поведения в деятельности конкретных людей

. Такой подход принято называть, – в отличие от сложившегося в естествознании причинно-детерминационного, – телеологическим

, где можно отметить, что в истоках которого стоял еще Аристотель.

В самом начале существования европейской цивилизации причинно-детерминационный

(номологический) и целеполагающий

(телеологический) подходы были равны в отношении своих научных статусов. Однако в дальнейшем, под влиянием все более развивающегося естествознания к те­леологическим объяснениям стали прибегать все реже и реже, пока такой подход и вовсе перестал считаться адекватным науке.

В противовес этому сами гуманитарии, в свою очередь, стали утверждать, что объяснения в гуманитарных науках абсолютно бесполезны, поскольку главное здесь не общее, как в естествознании, а индивидуальное, неповторимое, уникальное. А это значит, что в гуманитарном познании доминирующим стал иной подход – понимание

. Та­кой подход в настоящее время получил название герменевтического

. По­следний термин образовался на основе древнегреческой легенды, согла­сно которой бог Гермес выступал как бог-переводчик языка богов на язык людей, ибо сами люди не могли понимать языка богов Олимпа. Отсюда герменевтика

, с современных позиций, есть метод понимания и истолкования

(интерпрета­ции) каких-либо письменных текстов, в том числе и текстов, пришед­ших к нам из исторического прошлого человечества.

В методологии гуманитарного познания сформировались к настоя­щему времени два подхода к анализу процесса понимания – психологи­ческий

и теоретический

. Психологическое понимание есть эмпатия

, иначе говоря, интегральное "схватывание" духовного мира другого человека ("Стань на мое место!"). Теоретическое же понимание – есть интерпретация

, реализующаяся как раскрытие целей, мо­тивации и смысла действий и поступков другого человека, т.е. своего рода "дифференциальное" проникновение в мир другого человека.

Но допустимо ли в указанных смыслах говорить о понимании собственно природы, ее целях, намерениях и мотивах?

По-видимому, этого делать нельзя, если, конечно, мы не будем наделять природу антро­поморфными чертами. Ведь для последнего мы в настоящее время не имеем никаких объективных ос­нований с точки зрения науки. Наоборот, при исследовании явлений природы мы традиционно исходим из того, что природе не присуще целеполагание, а присуща лишь детерминация, т.е. мы исходим из того, что не будущая еще не реализованная цель "стягивает" к себе все предшествующее ей природное естество, а, наоборот, прошлое выстраивает, благодаря своему уже осуществлению всю будущую "цепь" событий. Иными словами, "локо­мотив" бытия находится не впереди, а позади самого бытия: не "тянет" за собой бытие, а "толкает" его. Вот почему для исследования явлений природы мы и вводим понятия, открываем законы и строим научные теории. Именно это и дает нам тот вариант понимания, который сложился в науке как понимание-объяснение

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...