Основные идеи и теории русского философа ХХ века
С.БулгаковаМатериалы / Особенности философии ХХ века / Основные идеи и теории русского философа ХХ века
С.БулгаковаСтраница 4
Если через потребление осуществляется связь человека с миром, то производство для Булгакова есть прежде всего система объективных действий, посредством которых хозяйствующий субъект запечатлевает себя в предмете, объективирует в нем свою цель. В результате грань между субъектом и объектом стирается. Субъект хозяйственной деятельности предстает лишь во взаимодействии с объектом, как субъект-объект: Я в мире или в природе, а природа во мне. Поэтому и самое Я не есть законченное и неизменное, но непрерывно растущее, развивающееся, живущее собственной жизнью. Следует отметить, пишет Булгаков, что и сам объект (природа) в силу своей софийности охотно отвечает на вызов человека и как бы идет на сотрудничество с ним.
«Природа человекообразна, она познает и находит себя в человеке, человек же находит себя в Софии и через нее воспринимает и отражает в природу умные лучи божественного Логоса, через него и в нем природа становится софийна»[25]. В этом Булгаков усматривает ответ на вопрос: «как возможно хозяйство?».Таким образом, человеческое творчество — в знании, в хозяйстве, в культуре, в истории — софийно. В этом видится Булгакову разгадка смысла исторического существования человечества, несмотря на метафизическую незавершенность его судьбы. Однако в более поздних работах этот гуманистический оптимизм сменяется ортодоксальным эсхатологизмом, согласно которому история принадлежит «веку сему», находящемуся в преддверии «жизни будущего века». В этом смысле история есть лишь момент становящегося абсолюта. Нестыковку этих двух различных подходов — научного и христологического — почувствовал В.В. Зеньковский. Отмечая разрыв софийности тварной истории человечества с законами ее эмпирического бытия, он заключает: «Синтез науки, философии и религии так же не удался Булгакову, как не удался он Соловьеву, — как он вообще не может удаться в линиях метафизики всеединства». Это заключение, высказанное с позиций ортодоксальной религиозной философии, может быть повторено и с позиций философии научной, что, впрочем, не меняет ценности философских исканий мыслителя.
Соратники и последователи |
Бердяев Н.А., Флоренский П.А., Струве П.Б., Франк А.С., Изгоев Б.А., Кистяковский Б.Л., Зандарев Л.А. |
Основные идеи Булгакова С.Н. |
1.Булгаков ратует за активное участие Церкви в политической жизни. 2.Идея «Философии Абсолюта». 3.Идея системы всеединства и учение о святой Софии, воплощение которой Булгаков считал богоматерь. 4.Идея священной царской власти с особым почитанием помазанника Божья. 5.Идея «Общения имуществ». 6.Идея «Безусловного отрицания всех определений, всякого ДА, всякое и абсолютное НЕ ко всему, но всякому, что полагается Абсолютным как единственное его определение. 7. Идея « О предсуществовании мира в идеальном плане, в мыслях бога. |
Основные теории Булгакова С.Н. |
1.Теория о совместности социализма и христианства. 2.Теория трех социализмов. 3.Теория «Богочеловечества». 4.Теория о хозяйстве, в сферу которого включается экономическая и научно – практическая деятельность человека. |
Отрывок |
….Идея священной царской власти с особым почитанием помазанника Божья для меня испарилась, и хуже того, получила отвратительный невыносимый привкус казенщины, лицемерия. Я, возненавидел её, в единомыслии со, всею русской революцией, и постольку разделяю с нею и весь грех её пред Россией. Однако грех этот состоит не столько в свободолюбии и в этом смысле революционности, сколько в нигилизме и историческом своеволии, в последнем счете, самочинии с отсутствием чувства меры… Меня заинтересовало это высказывание Булгакова С.Н., потому что тема взаимоотношений народа и власти актуальна и по сей день. В России часто возникает социально-политическое напряжение из-за постоянного недоверия, разочарования и недовольства народа, проводимой государством политикой в тех или иных сферах жизни общества. Это говорит о том, что из сознания большинства людей представление о честной власти и ее «божественности» исчезло, причем, наверное, навсегда. |
Смотрите также
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...