Основные идеи и теории русского философа ХХ века С.Булгакова
Материалы / Особенности философии ХХ века / Основные идеи и теории русского философа ХХ века С.Булгакова
Страница 4

Если через потребление осуществляется связь человека с миром, то производство для Булгакова есть прежде всего система объективных действий, посредством которых хозяйствующий субъект запечатлевает себя в предмете, объективирует в нем свою цель. В результате грань между субъектом и объектом стирается. Субъект хозяйственной деятельности предстает лишь во взаимодействии с объектом, как субъект-объект: Я в мире или в природе, а природа во мне. Поэтому и самое Я не есть законченное и неизменное, но непрерывно растущее, развивающееся, живущее собственной жизнью. Следует отметить, пишет Булгаков, что и сам объект (природа) в силу своей софийности охотно отвечает на вызов человека и как бы идет на сотрудничество с ним.

«Природа человекообразна, она познает и находит себя в человеке, человек же находит себя в Софии и через нее воспринимает и отражает в природу умные лучи божественного Логоса, через него и в нем природа становится софийна»[25]. В этом Булгаков усматривает ответ на вопрос: «как возможно хозяйство?».

Таким образом, человеческое творчество — в знании, в хозяйстве, в культуре, в истории — софийно. В этом видится Булгакову разгадка смысла исторического существования человечества, несмотря на метафизическую незавершенность его судьбы. Однако в более поздних работах этот гуманистический оптимизм сменяется ортодоксальным эсхатологизмом, согласно которому история принадлежит «веку сему», находящемуся в преддверии «жизни будущего века». В этом смысле история есть лишь момент становящегося абсолюта. Нестыковку этих двух различных подходов — научного и христологического — почувствовал В.В. Зеньковский. Отмечая разрыв софийности тварной истории человечества с законами ее эмпирического бытия, он заключает: «Синтез науки, философии и религии так же не удался Булгакову, как не удался он Соловьеву, — как он вообще не может удаться в линиях метафизики всеединства». Это заключение, высказанное с позиций ортодоксальной религиозной философии, может быть повторено и с позиций философии научной, что, впрочем, не меняет ценности философских исканий мыслителя.

Соратники и последователи

Бердяев Н.А., Флоренский П.А., Струве П.Б., Франк А.С., Изгоев Б.А., Кистяковский Б.Л., Зандарев Л.А.

Основные идеи Булгакова С.Н.

1.Булгаков ратует за активное участие Церкви в политической жизни.

2.Идея «Философии Абсолюта».

3.Идея системы всеединства и учение о святой Софии, воплощение которой Булгаков считал богоматерь.

4.Идея священной царской власти с особым почитанием помазанника Божья.

5.Идея «Общения имуществ».

6.Идея «Безусловного отрицания всех определений, всякого ДА, всякое и абсолютное НЕ ко всему, но всякому, что полагается Абсолютным как единственное его определение.

7. Идея « О предсуществовании мира в идеальном плане, в мыслях бога.

Основные теории Булгакова С.Н.

1.Теория о совместности социализма и христианства.

2.Теория трех социализмов.

3.Теория «Богочеловечества».

4.Теория о хозяйстве, в сферу которого включается экономическая и научно – практическая деятельность человека.

Отрывок

….Идея священной царской власти с особым почитанием помазанника Божья для меня испарилась, и хуже того, получила отвратительный невыносимый привкус казенщины, лицемерия. Я, возненавидел её, в единомыслии со, всею русской революцией, и постольку разделяю с нею и весь грех её пред Россией. Однако грех этот состоит не столько в свободолюбии и в этом смысле революционности, сколько в нигилизме и историческом своеволии, в последнем счете, самочинии с отсутствием чувства меры…

Меня заинтересовало это высказывание Булгакова С.Н., потому что тема взаимоотношений народа и власти актуальна и по сей день. В России часто возникает социально-политическое напряжение из-за постоянного недоверия, разочарования и недовольства народа, проводимой государством политикой в тех или иных сферах жизни общества. Это говорит о том, что из сознания большинства людей представление о честной власти и ее «божественности» исчезло, причем, наверное, навсегда.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...