Основные идеи и теории русского философа ХХ века С.Булгакова
Материалы / Особенности философии ХХ века / Основные идеи и теории русского философа ХХ века С.Булгакова
Страница 4

Если через потребление осуществляется связь человека с миром, то производство для Булгакова есть прежде всего система объективных действий, посредством которых хозяйствующий субъект запечатлевает себя в предмете, объективирует в нем свою цель. В результате грань между субъектом и объектом стирается. Субъект хозяйственной деятельности предстает лишь во взаимодействии с объектом, как субъект-объект: Я в мире или в природе, а природа во мне. Поэтому и самое Я не есть законченное и неизменное, но непрерывно растущее, развивающееся, живущее собственной жизнью. Следует отметить, пишет Булгаков, что и сам объект (природа) в силу своей софийности охотно отвечает на вызов человека и как бы идет на сотрудничество с ним.

«Природа человекообразна, она познает и находит себя в человеке, человек же находит себя в Софии и через нее воспринимает и отражает в природу умные лучи божественного Логоса, через него и в нем природа становится софийна»[25]. В этом Булгаков усматривает ответ на вопрос: «как возможно хозяйство?».

Таким образом, человеческое творчество — в знании, в хозяйстве, в культуре, в истории — софийно. В этом видится Булгакову разгадка смысла исторического существования человечества, несмотря на метафизическую незавершенность его судьбы. Однако в более поздних работах этот гуманистический оптимизм сменяется ортодоксальным эсхатологизмом, согласно которому история принадлежит «веку сему», находящемуся в преддверии «жизни будущего века». В этом смысле история есть лишь момент становящегося абсолюта. Нестыковку этих двух различных подходов — научного и христологического — почувствовал В.В. Зеньковский. Отмечая разрыв софийности тварной истории человечества с законами ее эмпирического бытия, он заключает: «Синтез науки, философии и религии так же не удался Булгакову, как не удался он Соловьеву, — как он вообще не может удаться в линиях метафизики всеединства». Это заключение, высказанное с позиций ортодоксальной религиозной философии, может быть повторено и с позиций философии научной, что, впрочем, не меняет ценности философских исканий мыслителя.

Соратники и последователи

Бердяев Н.А., Флоренский П.А., Струве П.Б., Франк А.С., Изгоев Б.А., Кистяковский Б.Л., Зандарев Л.А.

Основные идеи Булгакова С.Н.

1.Булгаков ратует за активное участие Церкви в политической жизни.

2.Идея «Философии Абсолюта».

3.Идея системы всеединства и учение о святой Софии, воплощение которой Булгаков считал богоматерь.

4.Идея священной царской власти с особым почитанием помазанника Божья.

5.Идея «Общения имуществ».

6.Идея «Безусловного отрицания всех определений, всякого ДА, всякое и абсолютное НЕ ко всему, но всякому, что полагается Абсолютным как единственное его определение.

7. Идея « О предсуществовании мира в идеальном плане, в мыслях бога.

Основные теории Булгакова С.Н.

1.Теория о совместности социализма и христианства.

2.Теория трех социализмов.

3.Теория «Богочеловечества».

4.Теория о хозяйстве, в сферу которого включается экономическая и научно – практическая деятельность человека.

Отрывок

….Идея священной царской власти с особым почитанием помазанника Божья для меня испарилась, и хуже того, получила отвратительный невыносимый привкус казенщины, лицемерия. Я, возненавидел её, в единомыслии со, всею русской революцией, и постольку разделяю с нею и весь грех её пред Россией. Однако грех этот состоит не столько в свободолюбии и в этом смысле революционности, сколько в нигилизме и историческом своеволии, в последнем счете, самочинии с отсутствием чувства меры…

Меня заинтересовало это высказывание Булгакова С.Н., потому что тема взаимоотношений народа и власти актуальна и по сей день. В России часто возникает социально-политическое напряжение из-за постоянного недоверия, разочарования и недовольства народа, проводимой государством политикой в тех или иных сферах жизни общества. Это говорит о том, что из сознания большинства людей представление о честной власти и ее «божественности» исчезло, причем, наверное, навсегда.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...