Основные идеи и теории русского философа ХХ века С.Булгакова
Материалы / Особенности философии ХХ века / Основные идеи и теории русского философа ХХ века С.Булгакова
Страница 1

Идея всеединства не является принципиально новой для философии. Ее корни уходят в античность, уже Гераклит исходил из того, что «из всего одно, и из одного - все», к этой идее обращаются Платон и неоплатоники. Новый импульс ее развитию придал философ-гуманист Николай Кузанский, отстаивающий принцип «все во всем», который реализуется через contractio (в различных переводах – стягивание, ограничение, стяжение). В Новое время идея всеединства получила концептуально-философское обоснование в монадологии Г.Лейбница, согласно которому каждая монада представляет собой всю вселенную, является «зеркалом вселенной».

Классическая немецкая философия в лице Шеллинга продолжала эту традицию, а в лице Гегеля поставила в ней точку. После Шеллинга метафизика всеединства возродилась преимущественно на почве русской религиозной философии. Хоружий С.С. удачно обозначил развитие русской философии всеединства как встречу «философии и православия»[10]. Таким образом, идея всеединства под разными именами изначально присутствует в философии. Это, однако, отнюдь не означает эпигонства русской философии всеединства. Всеединство принадлежит к тому разряду фундаментальных идей, которые не исчерпываются до конца в той или иной философской системе, но всегда содержат элементы непостижимого, которые провоцируют к новому философскому размышлению на новом витке развития философской мысли[11].

Основоположником русской философии всеединства является Вл. Соловьев. Ему удалось сломить парадигму позитивистского стиля мышления и вывести философскую мысль на простор метафизики. Преодолевая подозрительное недоверие современников к философии В. Соловьева, сторонники нового направления, прежде всего братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, увидели в идее положительного всеединства новый путь, способный вывести русскую общественную мысль из тупика безверия. В 1905 г. друг и соратник В. Соловьева Е.Н. Трубецкой через журнал «Вопросы жизни» выступил с призывом обратиться к его наследию во имя движения за новую религиозную философию. И этот призыв был воспринят. В начале ХХ века метафизика и историософия всеединства были представлены такими самобытными именами, как С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, каждый из которых развивал свою линию общей идеи, обозначенной Вл. Соловьевым[12].

В данной части работы рассмотрим основные идеи и теории Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944), как одного из наиболее ярких представителей философии всеединства, способствовавших развитию ее метафизики и историософии.

С.Н. Булгаков родился в небольшом городке Ливны Орловской губернии в семье священника. В 1894 г. окончил юридический факультет Московского университета. Увлеченный легальным марксизмом, он глубоко и основательно занимается политической экономией, пытаясь найти ее обоснование в догматах православной веры. Обращение к философии вл. Соловьева определило его путь от марксизма к идеализму. Он был одним из учредителей религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, журнала «Вопросы жизни» и книгоиздательства «Путь». В 1907 г. Булгаков избирается депутатом второй Государственной Думы, а в 1917 г. – он член Всероссийского Поместного Собора, восстановившего патриарший строй русской православной церкви. На следующий год Булгаков принимает священнический сан. В 1922 г. он был выслан за пределы страны. В эмиграции в Париже Булгаков становится деканом и профессором Православного Богословского института. Булгаков С.Н. скончался в Париже летом 1944 г.

В творчестве Булгакова четко обозначены два периода. Первый охватывает собственно философскую деятельность. Второй связан преимущественно с деятельностью религиозно-богословской.

Основные философские труды С.Н. Булгакова, относящиеся к первому периоду творчества: «От марксизма к идеализму», «Основные проблемы теории прогресса», «Два града. Исследования о природе общественных идеалов», «Философия хозяйства», «Свет невечерний».

Начав свою философскую деятельность в русле идей «легального марксизма», Булгаков вскоре, разуверившись в его объективной достоверности, встал на путь искания абсолютной истины. Поиски ответа на «вечные вопросы» — об абсолютном основании мира, о природе добра и зла в нем, о смысле человеческого существования, о конечной цели исторического прогресса и запредельном, метаисторическом существовании мира и человека — толкали Булгакова к религиозной философии всеединства. Основной пафос религиозно-философских исканий Булгакова в рамках философии всеединства был подчинен оправданию мира, включающего материальный космос и здешнее посюстороннее бытие с его хозяйственной деятельностью и исторической реальностью, далекой от совершенства. И не случайно свое учение он называл «религиозным материализмом». Основным философским ключом, с помощью которого Булгаков пытался разрешить религиозно-философские проблемы в оправдание мира, стала для него одна из любимых идей В. Соловьева — идея Софии Премудрости Божьей[13].

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...