Основные идеи и теории русского философа ХХ века
С.БулгаковаМатериалы / Особенности философии ХХ века /  Основные идеи и теории русского философа ХХ века
С.БулгаковаСтраница 1
						
Идея всеединства не является принципиально новой для философии. Ее корни уходят в античность, уже Гераклит исходил из того, что «из всего одно, и из одного - все», к этой идее обращаются Платон и неоплатоники. Новый импульс ее развитию придал философ-гуманист Николай Кузанский, отстаивающий принцип «все во всем», который реализуется через contractio (в различных переводах – стягивание, ограничение, стяжение). В Новое время идея всеединства получила концептуально-философское обоснование в монадологии Г.Лейбница, согласно которому каждая монада представляет собой всю вселенную, является «зеркалом вселенной».
Классическая немецкая философия в лице Шеллинга продолжала эту традицию, а в лице Гегеля поставила в ней точку. После Шеллинга метафизика всеединства возродилась преимущественно на почве русской религиозной философии. Хоружий С.С. удачно обозначил развитие русской философии всеединства как встречу «философии и православия»[10]. Таким образом, идея всеединства под разными именами изначально присутствует в философии. Это, однако, отнюдь не означает эпигонства русской философии всеединства. Всеединство принадлежит к тому разряду фундаментальных идей, которые не исчерпываются до конца в той или иной философской системе, но всегда содержат элементы непостижимого, которые провоцируют к новому философскому размышлению на новом витке развития философской мысли[11].Основоположником русской философии всеединства является Вл. Соловьев. Ему удалось сломить парадигму позитивистского стиля мышления и вывести философскую мысль на простор метафизики. Преодолевая подозрительное недоверие современников к философии В. Соловьева, сторонники нового направления, прежде всего братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, увидели в идее положительного всеединства новый путь, способный вывести русскую общественную мысль из тупика безверия. В 1905 г. друг и соратник В. Соловьева Е.Н. Трубецкой через журнал «Вопросы жизни» выступил с призывом обратиться к его наследию во имя движения за новую религиозную философию. И этот призыв был воспринят. В начале ХХ века метафизика и историософия всеединства были представлены такими самобытными именами, как С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, каждый из которых развивал свою линию общей идеи, обозначенной Вл. Соловьевым[12].
В данной части работы рассмотрим основные идеи и теории Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944), как одного из наиболее ярких представителей философии всеединства, способствовавших развитию ее метафизики и историософии.
С.Н. Булгаков родился в небольшом городке Ливны Орловской губернии в семье священника. В 1894 г. окончил юридический факультет Московского университета. Увлеченный легальным марксизмом, он глубоко и основательно занимается политической экономией, пытаясь найти ее обоснование в догматах православной веры. Обращение к философии вл. Соловьева определило его путь от марксизма к идеализму. Он был одним из учредителей религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, журнала «Вопросы жизни» и книгоиздательства «Путь». В 1907 г. Булгаков избирается депутатом второй Государственной Думы, а в 1917 г. – он член Всероссийского Поместного Собора, восстановившего патриарший строй русской православной церкви. На следующий год Булгаков принимает священнический сан. В 1922 г. он был выслан за пределы страны. В эмиграции в Париже Булгаков становится деканом и профессором Православного Богословского института. Булгаков С.Н. скончался в Париже летом 1944 г.
В творчестве Булгакова четко обозначены два периода. Первый охватывает собственно философскую деятельность. Второй связан преимущественно с деятельностью религиозно-богословской.
Основные философские труды С.Н. Булгакова, относящиеся к первому периоду творчества: «От марксизма к идеализму», «Основные проблемы теории прогресса», «Два града. Исследования о природе общественных идеалов», «Философия хозяйства», «Свет невечерний».
Начав свою философскую деятельность в русле идей «легального марксизма», Булгаков вскоре, разуверившись в его объективной достоверности, встал на путь искания абсолютной истины. Поиски ответа на «вечные вопросы» — об абсолютном основании мира, о природе добра и зла в нем, о смысле человеческого существования, о конечной цели исторического прогресса и запредельном, метаисторическом существовании мира и человека — толкали Булгакова к религиозной философии всеединства. Основной пафос религиозно-философских исканий Булгакова в рамках философии всеединства был подчинен оправданию мира, включающего материальный космос и здешнее посюстороннее бытие с его хозяйственной деятельностью и исторической реальностью, далекой от совершенства. И не случайно свое учение он называл «религиозным материализмом». Основным философским ключом, с помощью которого Булгаков пытался разрешить религиозно-философские проблемы в оправдание мира, стала для него одна из любимых идей В. Соловьева — идея Софии Премудрости Божьей[13].
Смотрите также
Наука в контексте культуры
    
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
   
Глобальные проблемы современности
   
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
   
Философия марксизма
   
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
   


