Основные философские школы буддизма
Материалы / Философские школы буддизма / Основные философские школы буддизма
Страница 2

В контексте Колесниц Буддизма можно говорить о различных философских школах, разработанных учениками Будды после того, как они внимательно проанализировали его поучения и много размышляли над их смыслом. Различные школы мысли соответствуют той или иной точке зрения, выработанной в результате такого анализа.

Сам Будда дал эти поучения в Калачакра-Тантре и Хеваджра-Тантре, не обозначив систематически их связь с основой, путём и обретением плода, как это было сделано позже.

Две из четырёх главных философских школ принадлежат Колеснице Слушателей (Шраваков) и, тем самым, традиции Хинаяны.

Это – Вайбхашики и Саутрантики. Вайбхашики утверждают, что внешние явления состоят из тонких, неделимых частиц, или атомов, а сознание, или ум – внутренний аспект – состоит из неделимых мгновений сознания. Считается, что эти неделимые частицы и мгновения сознания имеют как относительное, так и абсолютное существование: относительное в том смысле, что грубая физическая материя состоит из большого числа тонких частиц, а абсолютное в том смысле, что они неделимы. Кроме того, они утверждают, что объекты возможно воспринимать непосредственно через органы чувств.

Саутрантики, в общем, также верят в мельчайшие частицы и мгновения сознания, но при этом утверждают, что не может быть непосредственного восприятия объектов через органы чувств, поскольку связь между нематериальным сознанием и материальным миром невозможна. Они утверждают наличие вещества, лишь образ которого воспринимается чувственным сознанием.

Это опровергается школой Читтаматра, или «только Ум», относящейся к Махаяне. Эта школа утверждает, что невозможно непосредственно воспринимать внешние материальные объекты, если они по природе своей отличаются от воспринимающего ума. Из этого вытекает, что не может быть ничего, кроме ума, поскольку всё воспринимаемое должно иметь ту же природу, что и ум, для того чтобы вообще быть доступным для восприятия. Вещество, скрытое за передатчиком, никогда нельзя было бы воспринять, и поэтому оно никак не могло бы существовать для нашего воспринимающего сознания.

Таким образом, последователи Читтаматры верят в истинно существующее сознание. Они говорят о трёх природах, или характеристиках существования:

· Ограниченные явления. Это указывает на ограничение шести объектов сознания в связи с неправильной концепцией истинного и независимого существования.

· Зависимые явления. Сознание Основы Всего, которое хранит впечатления как бы в виде семян, и прочие аспекты сознания существуют как континуум похожих моментов, постоянно влияющих друг на друга в форме причины и следствия. Восприятие внешних объектов отделяется от внутреннего воспринимающего ума, и так развивается двойственное прилипание. (Эти две характеристики составляют относительную истину. Абсолютная истина состоит из третьего аспекта существования).

· Абсолютное присутствие. Ум по своей природе несоставной и свободный от всех ограниченных и зависимых явлений. Это называется «неконцептуалыюе осознавание, свободное от двойственности».

В школе Читтаматра есть разделение на последователей Истинного Аспекта и последователей Обманчивого Аспекта в зависимости от того, утверждают ли они, что внешние явления воспринимаются воспринимающим умом такими, как они есть, или нет.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...