Неофрейдизм
Страница 1

Распространения психоанализа в Европе началось с 1908 г., когда возникла Международная психоаналитическая ассоциация. Фашисты, придя к власти, подвергли врачей-психоаналитиков жестоким гонениям. Большинство из них эмигрировало в США, часть в Англию и другие страны.

Началось быстрое развитие фрейдизма. И в США сформировался неофрейдизм. Он во многом пересмотрел взгляды Фрейда. Этому способствовало то обстоятельство, что в 40-е годы экспериментальная психология разработала эффективные методы проверки концепции психоанализа, и в нем были выявлены ряд неточностей и недоработок.

Основателями неофрейдизма были К.

Хорни (1885-1952), Г.С. Салливан (1892-1949), А. Адлер (1870-1937), В. Рейх (1897-1937), Э. Фромм (1900-…).

Сохранив главную мысль Фрейда о бессознательном как важнейшем элементе психики, они отказались видеть во всех явлениях человеческой жизни только сексуальную подоплеку.

Социологизированный психоанализ начинается с работ Адлера. Он выдвинул концепцию личности, согласно которой личность является продуктом собственного творчества. В основе поведения человека, по Адлеру, лежит не биологическое бессознательное, как считал Фрейд, а бессознательное стремление к власти, стремление к превосходству.

Конечной целью развития человека объявляется «стремление к совершенству».

«Биопсихическая структура характера» личности, по Рейху, состоит из трех автономно функционирующих слоев: «поверхностного», «промежуточного» и глубинного или «биологического ядра».

Поверхностный слой – это слой «социальной кооперации», фальшивый, приторно-социальный слой, где подлинное лицо человека скрыто под маской любезности, вежливости и учтивости.

«Промежуточный слой» - это антисоциальный слой, фрейдовское бессознательное. Он состоит из грубых, садистских, сладострастных порывов. «Биологическое ядро» складывается из импульсов, излучая которые человек предстает честным, трудолюбивым существом, способным на искреннюю любовь. Чтобы промежуточный слой, т.е. бессознательное, не порождал агрессию личности и социальных конфликтов, надо предоставить людям сексуальную свободу.

Именно этот вывод послужил поводом провозгласить Рейха отцом сексуальной революции ХХ в. К чести Рейха нужно сказать, что он под сексуальной революцией понимал сексуальное воспитание молодежи.

Но бунтующая молодежь восприняла его призывы к сексуальной революции в буквальном смысле этого слова. И это со всей очевидностью обнаружилось во время студенческих выступлений 1968г.

Клиническую базу под необходимостью социологизации психоанализа подвела Карен Хорни. Переехав в 1932 г. из Германии в Америку, она в клинической практике столкнулась с новым характером неврозов, отличных от тех, которые она наблюдала у пациентов в Европе. Из этого она пришла к заключению, что разгадку этого феномена следует искать в различии культур и что «неврозы вызываются культурными факторами». Причину неврозов она видит в патогенной внешней ситуации или нарушении человеческих взаимоотношений. Движущей силой неврозов выступает «основной страх», порожденный враждебной средой.

Как реакция на страх появляются различного рода защитные механизмы: преобразование невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью, подавление страха и его замена симптомами, наркотизация страха прямая (с помощью, например, алкоголя, наркотиков) или переносная в виде бурной внешней деятельности, наконец, бегство от ситуаций, вызывающих страх.

Эти средства порождают, по Хорни, четыре великих невроза нашего времени: невроз привязанности – поиска любви и одобрения любой ценой; невроз власти – погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности (конформизм автомата) и, наконец, нервоизоляцию или бегство от общества.

По Салливену, «основной страх» это продукт межличностных отношений, а не культуры вообще. Задача психоанализа, тем самым, сводится не только к выявлению симптомов, но и к указанию механизма защиты, которые способствуют нейтрализации чувства беспокойства. Этот механизм заключается в формировании в личности «Системы Самости», напоминающей фрейдовское «Сверх -Я».

Фромм продолжает поиски связующих звеньев между социальными и психическими структурами. Бессознательное, по Фромму, складывается из того, что раньше было сознательным, но было вытеснено под влиянием страха перед социальными санкциями в бессознательное из-за несовместимости с данными общественными нормами. Бессознательное составляет характер человека. Тем самым, бессознательное, по Фромму, совпадает с формами отчуждения личности.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...