Биография Льва Николаевича Гумилева (1 октября 1912-15 июня 1992)
Материалы / Учение о пассионарности Л.Н. Гумелева / Биография Льва Николаевича Гумилева (1 октября 1912-15 июня 1992)
Страница 2

В 1945 году по общей демобилизации вернулся в Ленинград, восстановился студентом в ЛГУ и в начале 1946 года экстерном сдал 10 экзаменов и окончил университет. За это же время он сдал все кандидатские экзамены и поступил в аспирантуру ЛО ИВАН СССР. Но после Л.Н. Гумилева исключили из аспирантуры с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности» и уволили из аспирантуры, после того, как в одном из журналов нелестно отозвались об А. А. Ахматовой.

В 1947 году поступает в Ленинградскую психотерапевтическую больницу библиотекарем и благодаря положительной характеристике больницы допускается к защите диссертации кандидата исторических наук при ЛГУ в 1948 году.

А после защиты кандидатской диссертации был принят научным сотрудником в «Музей этнографии народов СССР».

7 ноября 1949 года снова арестован, без всякой мотивировки а в 1956 году был реабилитирован по причине «отсутствия события преступления».

В сталинские времена, когда был популярен тезис о том, что «сын не отвечает за отца», Л.Н. Гумилев сперва сидел за отца, вторично - за мать. Помните боль А.А. Ахматовой, которая писала:

Муж в могиле,

Сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне. (Поэма «Реквием».)

В 1956 году Л.Н. Гумилев вернулся в Ленинград. Директор Эрмитажа М.И. Артамонов помог ему с работой, взял библиотекарем. Работая там, он завершил докторскую диссертацию «Древние тюрки» и защитил ее. После защиты докторской диссертации Л.Н. Гумилева приглашают на работу в Научно-исследовательский институт географии при ЛГУ, где он проработал по 1986 год, до выхода на пенсию - сперва научным работником, потом - старшим научным работником, перед выходом на пенсию его перевели в ведущие научные сотрудники. Кроме работы в НИИ он вел курс лекций в ЛГУ по «Народоведению».

В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию, на этот раз по географическим наукам. Эта работа, известная под названием «Этногенез и биосфера Земли», спустя 15 лет, в 1989 году вышла отдельной книгой. Заслуги Л.Н. Гумилева, как в области научных исследований, так и в педагогической деятельности упорно игнорировались. В этом одна из причин того, что он не был удостоен даже звания профессора, тем более каких-либо правительственных наград или почетных званий.

С 1959 года его труды начали печатать небольшими порциями. В этих условиях он окунулся в работу Ленинградского отделения Всесоюзного географического общества. Через его сборники ему удалось выпустить в свет ряд своих работ, не допущенных в официальные научные периодические издания.

Л.Н. Гумилева лишь условно можно назвать историком. Он автор глубоких, новаторских исследований по истории кочевников Срединной и Центральной Азии за период с III в. до н.э. по XV в. н.э., исторической географии - изменения климата и ландшафта того же региона за тот же период, создатель теории этногенеза, автор проблем палеоэтнографии (наука о древних народах) Средней Азии, истории тибетских и памирских народов в I тысячелетии н.э В его трудах огромное внимание уделено проблеме Древней Руси и Великой Степи, освещаемое с новых позиций .

В неволе Л.Н. Гумилеву было запрещено писать стихи, но он их запоминал. Любовь к поэзии отражена и в его переводах поэтов народов Востока.

Труды Л.Н. Гумилева издавались в узкопрофильных журналах, а книги мизерными тиражами, тем не менее, его работы были популярны среди ученых историков. Поэтому его часто приглашали для чтения докладов и лекций, чему «кураторы» советской исторической науки всячески стремились поставить преграду. Тем не менее, его коллеги смогли устроить ему поездку в Академгородок в Новосибирск с лекциями для ученых и студентов по истории, в МГУ, в университет Тарту в Эстонию по этногенезу, в Молодежный Центр АН СССР в Пущино и т.д.

По личным приглашениям он принял участие в Международных научных съездах, организованных по линии ЮНЕСКО по археологии, истории в Чехословакии, Венгрии. Он получил ряд приглашений для участия во всемирных научных конференциях из США, Англии, Турции, Италии, ФРГ, но не смог поехать туда по не зависящим от него причинам.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...