Этическая концепция Макиавелли
Материалы / Этика Макиавелли / Этическая концепция Макиавелли
Страница 1

Чтобы понять смысл чьих либо политических, религиозных и даже художественных высказываний, нужно опираться на эту этическую систему, к которой они принадлежат, поскольку всякое произведение творческой мысли, будь то мысль философа, художника или ученого, имеет дело с нравственностью.

В теоретическом и художественном творчестве Макиавелли вопросы этики выходят на первый план не потому, что он поставил своей задачей их систематическую разработку - приписывать ему такие цели было бы преувеличением. Но этика составляла начало и конец тогдашней науки, видевшей истории действий вполне сознательных сил - и выдающейся личности человека и надисторической личности бога.

Этика, заменяя социологию, социальную психологию господствовала в экономике и политике, и Макиавелли, внесший, правда, свою лепту в изменение такого положения, был все же сыном своей эпохи. Труды его дают достаточный материал для реконструкции целой этической теории, с оговорками разумеется, относительно того метода с которым Макиавелли подходит к этике, ведь по-своему расчленяя изучаемый текст, мы неизбежно что-то теряем.

Центральные проблемы этой теории можно сформулировать так: происхождение и существо морали, ее роль в обществе и судьбе отдельного человека, система ценностей Макиавелли и логика ее взаимоотношений с действительностью.

Когда речь идет о философских основаниях этики, возникает необходимость выяснить соотношение общих начал, к которым возводятся рассуждения о человеке. Применительно к идеям Возрождения среди таких самых общих начал выделяются два - естественное и божественное. Как свидетельство о преобладающем интересе к первому из них в характеристике творчества Макиавелли появилось слово "натурализм". У Макиавелли есть черты общественно-научного натурализма, переносящего на общество биологические черты и законы, немало медицинских и биологических сравнений, ссылок на природу, как критерий нравственности, на естественный характер перемен в обществе. Подобные высказывания можно интерпретировать как попытку натурфилософского истолкования общественной жизни, однако натурализм Макиавелли не ограничивается только биологическими рамками. Слово "природа в устах Макиавелли - чаще всего синоним внутренней сущности явления; закона, набора постоянных черт или принципа изменения вещи. Если он говорит о естественных свойствах человеческой природы и рассуждает о людях вообще, это не исключает представлений о разнообразии и изменчивости природы, наконец, - идеи о существовании и использовании человеком двух природ - животной и человеческой, то есть известного противопоставления человека и природы.

В результате выделяются два главных образа природы у Макиавелли - образ живой природы - мира, объединяющей все законы и принимающей некоторые функции, приписывавшиеся средневековыми философами богу, и образ природы - частного закона вещи, природы, начисто лишенных антропоморфных черт. Эти образы не столь противоположны, чтобы не сливаться в одном фундаментальном философском принципе, выступающем в тех редких случаях, когда Макиавелли принимается за рассуждения о всемирно-исторических процессах.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...