Истина у Макиавелли и у гуманистов
Материалы / Этика Макиавелли / Истина у Макиавелли и у гуманистов

Понятие истины занимает обычно одно из центральных мест в анализе любого философского течения, но, когда речь идет о гуманизме эпохи Возрождения, оно требует особенно пристального внимания как средоточие рациональных и нравственно-эстетических элементов.

Для гуманистов постижение истины - это путь к нравственному совершенству, вслед за Аристотелем они считают разум главным свойством человека и поэтому мудрость - высшей его добродетелью. Это позволяет видеть в гуманистах производственников научной революции, хотя предмет, методы и формы познания эпохи Ренессанса коренным образом отличаются от более поздних, не говоря уж о нынешних.

Истина у гуманистов выступает как онтологическое понятие, основа бытия, его познание является высшей целью само по себе, оно чуждо утилитарных целей, в первую очередь его задачи нравственные и эстетические. Одновременно в этике и эстетике роль знания поднимается на небывалую со времен античности высоту. Не случайно в конце XV в. Широко распространяется учение о познании Платона, трактующее любовь как постижение прекрасного. Выдвижение истины на первое место в системе ценностей приводит к полному ее отождествлению с благом, что в предельной форме выражает следующее высказывание главы Флорентийских платоников Марсилио Фичино: "Во всех наших делах лишь знание само по себе - благо, лишь незнание само по себе - зло". Эта примечательная фраза отражает общую склонность гуманистов сближать понятия хорошего и истинного. Первенство в познании нравственных задач и вера во всемогущество знания немало способствовали неразборчивости гуманистов в усвоении всевозможных противоречивых традиций и тех далеких от сегодняшней науки форм, которые имели у них права гражданства (в частности, магия, астрология). Культ истины, составляющий своего рода исповедание веры гуманистов, для позднейшей интеллигенции явился одной из заповедей, связавшей современное понимание гуманизма с ренессансным. Какова же была основная сфера приложения умственных сил гуманистов, сфера их преимущественного интереса? В их сочинениях учения о природе, космологии, описание человека и его физиологии занимали подчиненное, хотя и важное место, составляя "естественнонаучную базу" эстетики и этики. Здесь господствовала отвлеченная мысль, опиравшаяся на авторитеты и не выступавшая в заметное противоречие с господствующей церковной идеологией, даже когда она обращалась к античной традиции. Но главные усилия были направлены на разработку светской этики; пусть и не вопреки религиозной морали, и это оказалось довольно опасным для последней.

В религиозной системе ценностей понятие высшего, абсолютного блага вынесено за пределы человеческого разума. У гуманистов разумное и благое совпадают: чтобы следовать благу, достаточно двигаться по пути постижения истины. Пафос гуманистической мысли составляют поиски истины о человеке, то же можно сказать и о Макиавелли. Но Макиавелли предпочтение отдает действительным истинам общественной практики перед истинами, диктуемыми моралью. Его интересует не то как люди должны были бы поступать, а как они поступают - здесь есть свои законы, которые не совпадают с пожеланиями, даже самыми благими, действующих лиц. Для него реально совершившиеся и совершающиеся события существуют отдельно от их отражения в сознании самих участников этих событий, истина постигается действием, в котором он и реализуется - об этом стоит помнить, если мы хотим разобраться в трудах Макиавелли, в событиях его жизни и в том, что о них написано.

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...