Истина у Макиавелли и у гуманистов
Материалы / Этика Макиавелли / Истина у Макиавелли и у гуманистов

Понятие истины занимает обычно одно из центральных мест в анализе любого философского течения, но, когда речь идет о гуманизме эпохи Возрождения, оно требует особенно пристального внимания как средоточие рациональных и нравственно-эстетических элементов.

Для гуманистов постижение истины - это путь к нравственному совершенству, вслед за Аристотелем они считают разум главным свойством человека и поэтому мудрость - высшей его добродетелью. Это позволяет видеть в гуманистах производственников научной революции, хотя предмет, методы и формы познания эпохи Ренессанса коренным образом отличаются от более поздних, не говоря уж о нынешних.

Истина у гуманистов выступает как онтологическое понятие, основа бытия, его познание является высшей целью само по себе, оно чуждо утилитарных целей, в первую очередь его задачи нравственные и эстетические. Одновременно в этике и эстетике роль знания поднимается на небывалую со времен античности высоту. Не случайно в конце XV в. Широко распространяется учение о познании Платона, трактующее любовь как постижение прекрасного. Выдвижение истины на первое место в системе ценностей приводит к полному ее отождествлению с благом, что в предельной форме выражает следующее высказывание главы Флорентийских платоников Марсилио Фичино: "Во всех наших делах лишь знание само по себе - благо, лишь незнание само по себе - зло". Эта примечательная фраза отражает общую склонность гуманистов сближать понятия хорошего и истинного. Первенство в познании нравственных задач и вера во всемогущество знания немало способствовали неразборчивости гуманистов в усвоении всевозможных противоречивых традиций и тех далеких от сегодняшней науки форм, которые имели у них права гражданства (в частности, магия, астрология). Культ истины, составляющий своего рода исповедание веры гуманистов, для позднейшей интеллигенции явился одной из заповедей, связавшей современное понимание гуманизма с ренессансным. Какова же была основная сфера приложения умственных сил гуманистов, сфера их преимущественного интереса? В их сочинениях учения о природе, космологии, описание человека и его физиологии занимали подчиненное, хотя и важное место, составляя "естественнонаучную базу" эстетики и этики. Здесь господствовала отвлеченная мысль, опиравшаяся на авторитеты и не выступавшая в заметное противоречие с господствующей церковной идеологией, даже когда она обращалась к античной традиции. Но главные усилия были направлены на разработку светской этики; пусть и не вопреки религиозной морали, и это оказалось довольно опасным для последней.

В религиозной системе ценностей понятие высшего, абсолютного блага вынесено за пределы человеческого разума. У гуманистов разумное и благое совпадают: чтобы следовать благу, достаточно двигаться по пути постижения истины. Пафос гуманистической мысли составляют поиски истины о человеке, то же можно сказать и о Макиавелли. Но Макиавелли предпочтение отдает действительным истинам общественной практики перед истинами, диктуемыми моралью. Его интересует не то как люди должны были бы поступать, а как они поступают - здесь есть свои законы, которые не совпадают с пожеланиями, даже самыми благими, действующих лиц. Для него реально совершившиеся и совершающиеся события существуют отдельно от их отражения в сознании самих участников этих событий, истина постигается действием, в котором он и реализуется - об этом стоит помнить, если мы хотим разобраться в трудах Макиавелли, в событиях его жизни и в том, что о них написано.

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...