Понятие о любви в учении Владимира Соловьева
Материалы / Понятие о любви в учении Владимира Соловьева
Страница 1

Владимира Сергеевича Соловьева можно считать классиком русской идеалистической философии. Он родился 16 января 1853 года в городе Москве. Его отцом был известный русский историк Сергей Михайлович Соловьев. Мать Владимира Соловьева Поликсена Владимировна имела своим предком самобытного русского мыслителя XVIII века Григория Сковороду. Владимир Соловьев поучил великолепное образование, чему способствовала домашняя атмосфера.

Уже в раннем детстве религиозная вера Соловьева была очень сильной. В десять лет он испытал видение, которое было вызвано волнениями, связанными с первой любовью. Это неземное видение он описывает в стихотворении «Три свидания» - это был женский образ.

Пронизана лазурью золотистой,

В руке держа цветок нездешних стран

Стояла ты с улыбкою лучистой,

Кивнула мне и скрылася в туман.

Это видение имело огромное воздействие на всю последующую жизнь Соловьева. По общему мнению многих, его философию можно назвать философией вечной женственности.

В 13 лет он испытал духовный кризис и отошел от веры в Бога. По убеждениям своим он был нигилистом – склонялся к позитивизму и к материализму. Соловьев поступает на физико-математический факультет МГУ, но затем переходит на историко-философский факультет, энергично изучая философию. Это было связано с новым духовным переворотом в душе Соловьева. Он вновь вернулся к Богу и поставил своей задачей соединить веру и разум.

После окончания университета Владимир Соловьев защитил магистерскую диссертацию и некоторое время работал преподавателем. Но вскоре он оставил преподавательскую деятельность и стал жить как свободный литератор и публицист. Соловьев был человек весьма впечатлительный, экспансивный, жадный до новых жизненных ощущений. Он часто менял свое место жительства, никогда не имел собственной семьи и собственного угла. Часто жил у своих знакомых и даже смерть свою встретил на даче у своих друзей.

В молодости Соловьев освоил многие философские системы Запада – Гегеля, Шелменга, Шопегауэра, Гартмана и других. В 1875 году Владимир Соловьев совершает путешествие в Англию. Здесь его снова посетило видение Софии Премудрости Божьей. Примечательно, что женщину, которую он любил, тоже звали Софьей. Но брак между ними так и не состоялся.

Среди друзей Владимира Соловьева следует назвать Н.Н. Страхова, А.А. Фета, К. Монтьева. Однако все эти дружбы, как правило, кончались размолвками, нередко по причине идейных разногласий.

Что касается внешности Соловьева. То люди, видевшие его, отмечают следующие черты: черные длинные волосы, лицо круглое, бледное с красивыми сине-серыми глазами, большой бородой, с необычайно одухотворенным выражением, как бы не от мира сего. Он был очень худ и хрупок с виду, но во всем облике Соловьева сквозило выражение большой доброты. Это проявлялось и в его отношениях с друзьями и знакомыми. Когда, например, у него просили денег, он вынимал бумажник и давал, не глядя, сколько захватила рука, а когда не было денег, то снимал с себя верхнюю одежду.

Среди его привычек и пристрастий можно отметить игру в шахматы. Владимир Соловьев очень любил поэзию, и сам писал стихи. Современники особенно отмечали смех Владимира и любовь к остроумным анекдотам.

Как примечательное событие в жизни Соловьева, следует отметить его публичную лекцию 28 марта 1881 года в Петербургском университете, в которой он призвал царя помиловать убийц Александра II. После этой лекции преподавательская работа Соловьева закончилась раз и навсегда.

В 80-е годы Владимир Соловьев уделяет особое внимание написанию работ чисто религиозного характера.

В последние годы жизни Соловьев опять вернулся к философии. Он пишет работы: «Красота в природе», «Смысл любви», «Теоретическая философия», «Оправдание добра» и другие. Для этого периода его жизни характерно ухудшение здоровья и усиление плохих предчувствий.

Умер Владимир Сергеевич Соловьев 31 июля 1900 года в имении Трубецких. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище рядом с могилой отца.

Статья первая

Обыкновенно смысл половой любви полагается в размножении рода, которому она служит средством. Значительная часть организмов как растительного, так и животного царства размножается бесполым образом: делением, почкованием, спорами, прививкой. Правда, высшие формы обоих органических царств размножаются половым способом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...