Заключение

Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы: Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма, исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.

Скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания, либо, сомневается в существовании самого мира.

Агностицизм отрицает (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Представителем агностицизма являлся И. Кант, утверждавший, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе».

Познание – это сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Обе ступени тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы.

Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления (формы чувственного познания). Ощущение – это отражение одного свойства предмета с помощью одного из пяти органов чувств. Восприятие – целостный образ предмета, отражение его свойств всеми органами чувств. Представление – это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости.

Чувственное познание констатирует то, как проистекает событие, рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так. Рациональное познание основывается на способности логического мышления.

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъектом познания является человек, отражающий в своем сознании явления действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Видами познания являются: обыденное, научное, практическое и художественное.

[1] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1956. Т. IX. С. 5.

[2] Уотсон Дж. Двойная спираль. М., 1967.

[3] Бройль Л. де. По тропам науки / Пер. с фр. М., 1962. С. 291.

[4] Иммануил Кант. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993.

[5] Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1.

[6] Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1961. С. 196.

[7] Асмус В. Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 2001.

[8] Шлегель Ф. Собрание сочинений в 10 т. Т. 7. М.: Просвещение, 1987.

[9] Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

[10] Ильин И.Л. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. С. 242.

[11] Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

[12] Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

[13] Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1997.

[14] Гоббс. Т. Избранные произведения: В 2 т.-М.: Высшее образование, 1985.

[15] Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т.-М.: Наука, 1980.

[16] Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

[17] Шелер М. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры//Социологический журнал. 1996. № 1–2. С. 122– 160.

[18] Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т. 3. М., 1904. С. 344.

[19] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.; Л., 1930. С. 50.

[20] Кезин В. А. Идеал научного знания. - М., 1993.

[21] Франк С.Л. Непостижимое // Сочинения. М., 1990.

[22] Солженицын А.И. Собрание сочинений. Т. 9. С. 14-15.

[23] Солженицын A.M. Собрание сочинений. Т. 9. С. 8.

[24] Кант И. Сочинения. М., 1982. Т. 1.

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...