Введение

Семен Франк в статье "Русское мировоззрение" называет Соловьева "совершенно своеобразной фигурой" и отмечает, что "он сделал то, что славянофилы (кроме Хомякова) в большинстве своем только обещали: из догматических глубин восточного христианства он развил универсальное философское мировоззрение, которое . у него выливается в философию культуры и социальную философию. Его можно считать определенным образцом для следующего поколения русских мыслителей" [2].

Родился Владимир Соловьев в семье известного русского историка С.М. Соловьева. Его дед был священником в Москве, а по материнской линии он происходил из старинного украинского рода.

В семье царила религиозная атмосфера, в которую с самого детства был погружен будущий философ.

С детства у него были сильная предрасположенность к мистицизму, способность видеть вещие сны и видения. В возрасте 9 лет (по некоторым источникам в 10 лет) он стоял во время богослужения в церкви, завеса чувственного мира на короткий миг перед ним раздвинулась, и ему явилась “София” – божественный образ вечной женственности.

В 13 лет начинаются религиозные сомнения, а в 14 лет Вл. Соловьев был уже совершенным материалистом и атеистом, последователем Писарева. Как пишет о нем друг юности, известный философ Л.М. Лопатин, "это был типический нигилист 60-х годов".

В 16 лет начинается возвращение к вере. Вл. Соловьев знакомится с трудами голландского философа Спинозы, от которого воспринимает живое чувство реальности Бога и переживание духовного всеединства мира. Проучившись три года на естественном факультете МГУ, Вл. Соловьев переходит на историко-филологический факультет, в течение года готовится к сдаче государственного экзамена и сдает его в 1873 году.

С осени 1873 по лето 1874 года Соловьев посещает лекции по философии и богословию в Московской Духовной академии. В 1874 году публикует магистерскую диссертацию "Кризис западной философии. Против позитивистов". После ее защиты в Петербургском университете известный историк Бестужев-Рюмин заявляет: "Россию можно поздравить с гениальным человеком".

В начале 1875 года Соловьев читает лекции в Московском университете и на Высших женских курсах. Летом 1875 года уезжает в командировку в Англию для изучения мистической литературы. В разгар занятий Соловьеву второй раз на краткий миг является София, и внутренний голос говорит ему: "В Египте будь! ". Соловьев едет в Каир, отправляется пешком, без провизии, в цилиндре и пальто в пустыню, встречает кочевников, которые сначала его испугались, приняв за дьявола, но потом ограбили и скрылись. С наступлением ночи Соловьев ложится на землю, на рассвете мир преображается перед ним . Вот как он описывает третью встречу с Софией в стихотворении "Три свидания".

Все видел я, и все одно лишь было, –

Один лишь образ женской красоты .

Безмерное в его размер входило, –

Передо мной, во мне – одна лишь ты.

В 90-х годах Соловьев возвращается к философской проблематике, пишет свой главный философский труд "Оправдание добра", посвященный проблемам этики. Он планирует написать крупные работы по проблемам теории познания и эстетики, но успевает сделать лишь ряд статей по этим вопросам. В этот период пишет работу "Смысл любви", о которой Н. Бердяев заметит, что это "единственное оригинальное слово, сказанное о любви-эросе в истории христианской мысли". В январе 1900 года Вл. Соловьев избирается почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности. В этом же году его здоровье резко ухудшается, он чувствует неимоверную слабость.31 июля Вл. Соловьев умирает в подмосковном имении князя С. Трубецкого. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой отца.

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...