Об интуиции и формальном умопостроении
Материалы / Об интуиции и формальном умопостроении
Страница 2

, но в понятие логики здесь включается и понятие интуиции. Даже понятие тотального знания, которое приписывали Богу и слившимся с Ним, здесь не выходит за пределы логики, так определенной. Однако следует иметь ввиду и то, что из-за редкости такого явления, саму его идею часто старались выражать в терминах, диссонирующих с обычным человеческим мышлением и знанием, что вводило в заблуждение некоторых мыслителей, недостаточно знакомых с историей логики или философии вообще (восточной и западной, духовной и светской).

Следует заметить, что в общении может возникать и проблема оценки своей интуиции и интуиции собеседника.

Могут задать вопрос: «Как же можно быть уверенным, что мы действительно умственно проникаем в тему до должного уровня и видим там то же самое, а потому и имеем право говорить об этом без ошибки?” Этот сложный вопрос я намерен рассмотреть особо в свое время, а пока ограничусь лишь вышеизложенным, заметив только, что каждый из нас конечно может ошибиться в том, что действительно видит предмет своего рассмотрения полностью или даже до той глубины, которая им декларируется. Поэтому философствование остается живым и открытым предприятием. Полному знанию же предмета и всех предметов есть другое название - мудрость. Философия же представляет собой промежуточное явление между невежеством и мудростью и потому процесс развития, в котором заняты как отдельные индивидуумы, не

* Говорили например, что умеренный реализм Аристотеля был подобен концептуализму Абиларда, а также что Фома Аквинский, Джон Локк и Кант были концептуалистами, тогда как Давид Хьюм например оставался номиналистом. Ансэлму Кентерберийскому приписывали статус реалиста.

считающие себя еще мудрецами, так и их сообщества.

Трудно спорить о том, имеет ли кто-то достаточно хорошую интуицию по заданной теме общения, но можно спорить относительно формы, которой пытаются выражать возможные интуиции. Я бы предложил такое положение на рассмотрение:

Прав или неправ в оценке своей интуиции человек, он может решить только в случаи достижения тотального знания (т.е. слияния с Богом). Это же может сказать о нем и совершенный мудрец, потому что последнему видно содержание всех умов. Другой философ может здесь только гадать, наблюдая только то, что ему доступно, а именно то, что тот человек сам высказал. Гадание такое может будет верно, а может и нет. Однако о формальной логичности или нелогичности могут судить все сколько-нибудь собранные философы. Поэтому они этим и пытаются заниматься, анализируя позиции собеседников. Если их формальная логика допустила ошибку, на то можно попытаться указать и дать им ответить. В процессе люди иногда приходят к более глубокому пониманию предмета, а иногда увлекаются личностными эмоциями, что только замутняет тему для всех, кто последним предается. И всеже занятия философией продолжаются, наверно потому что люди не живут лишь только эмоциями, хотя каждый и платит им какую-то дань, большую или меньшую, а истина продолжает манить каждого из нас.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...