Страбон
Страница 2

Предполагают, что Страбон не хотел писать об общеизвестном, особенно если это не было связано с чисто географическими задачами.

Страбон не раз бывал в Египте. По его описанию Александрии можно и сейчас без труда составить план города. Далее о маршруте своего следования он сообщает, что "когда Элий Галл был префектом Египта, я поднялся по Нилу и состоял в его свите вплоть до Сиены и границ Эфиопии". Маршрут не отличался новизной. Тысячи путешественников, устремлявшихся в страну фараонов, двигались тем же путем по узкой долине Нила. Из Александрии дорога вела к Канопу (близ современного Абукира), с которым ее связывал двадцатикилометровый канал.

В Канопе Страбона заинтересовал храм Сераписа, где усыпляли больных, чтобы те во сне получили от оракула указания о способах своего исцеления. Из Канопа часть туристов отправлялась дальше на юг - к Гелиополю. Там кончалась дельта, и начинался собственно Нил. Мемфис - озеро Мерида - Абидос - Фивы - Сиена - острова Элефантина и Филе.

В Мемфисе - самой древней столице Египта - Страбон мимоходом упоминает о единственных уцелевших свидетелях его истории - пирамидах, а затем переключает свое внимание на священного быка Аписа, который, по египетским верованиям, считался воплощением бога Пта.

Близ Мемфиса, у Мерридова озера находилась удивительная постройка, возведенная в XIX веке до н. э. фараоном Аменемхетом III. Из всех исследователей, писавших о лабиринте, Страбон - единственный, кто раскрыл политический смысл этого загадочного дворца. Огромный лабиринт символизировал весь Египет, объединенный властью фараона, связывающей народ и государство в одно целое. Страбон обошел и изъездил Каппадокию и Фригию (в Малой Азии), побывал в горах Тавра и у подножия Кавказа, на берегах Ионии (в Эфесе), на Кикладских островах, в Коринфе. Семнадцатая книга "Географии" больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение. Она содержит подробности, которых больше нет ни у одного античного автора. Самые интересные и достоверные части труда Страбона - те, которые написаны им как очевидцем.

«География» Страбона в некоторых частях указывает на взаимодействие природы и человека. «…Польза географии в малозначительных делах очевидна, например в охоте. Охотник будет более удачлив на охоте, зная особенности и величину лесного пространства. Равным образом только тот, кто знаком с местностью, может успешно устроить лагерь, засаду или быть проводником. …Персы и ливийцы, предположив, что проливы не имеют выходов, не только подверглись великой опасности, но даже оставили памятники своего неразумия; ибо персы соорудили могильный холм на Еврипе близ Халкиды в честь Салганея, которого они умертвили якобы за то, что он изменнически провел их флот от Малиакского залива к Еврипу; ливийцы же воздвигли памятники в честь Пелора, казненного ими по той же причине. И Греция была покрыта обломками кораблей во время похода Ксеркса. …Но были и счастливые случаи, когда удавалось достичь успеха благодаря знакомству с местностью. Например, говорят, Эфиальт, показав персам горную тропинку в Фермопильских теснинах, отдал в руки персам отряд Леонида и провел варваров внутрь Греции южнее Фермопил». Страбон указывает на то, что знание природы помогает человеку в некоторых добиваться требуемых результатов. Если вспомнить, подвиг 300 спартанцев, то при подготовке к походу царь Леонид выбрал именно Фермопильский переход. Он говорил, что не количество воинов окажут значительное влияние, а то, как они сумеют использовать рельеф Греции. Так греки, зная особенности своей страны, умело использовали ее природу для ведения боевых действий против агрессоров. Это один из примеров, как человек взаимодействует с природой и придает ей большое значение в своей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...