Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм (французская философия от середины до конца ХХ в.)
Материалы / Современная западная философия / Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм (французская философия от середины до конца ХХ в.)
Страница 2

Укажем следующие доминанты философского постмодернизма:

- дисконсенсус (а не консенсус);

- дискретность (а не непрерывность и прогресс);

- нестабильность (а не стабильность);

- случайность (а не необходимость);

- игра (а не цель);

- анархия (а не иерархия);

- рассеивание (а не центрирование);

- неопределенность (а не определенность);

- эстетика парадоксально-возвышенного (а не прекрасного);

- виртуальное (а не устойчивое вещно-представимое);

- ирония по поводу утопий и признающихся устоявшимися ценностей.

- Философский постмодернизм в наши дни культивируется в двух вариантах – умеренном и авангардистско-анархическом.

Умеренный постмодернизм является вполне оправданной реакцией на реалии конца ХХ в., на возрастание многообразия. В авангардистско-анархическом постмодернизме все отрицается, в нем преобладает эпатаж. Такая философия приветствуется немногими профессиональными философами.

Существует вполне определенная преемственность между структурализмом, постструктурализмом и постмодернизмом.

Структуралисты интересовались закономерностями естественных языков и аналогичных им образований. Фуко – процессом возникновения, становления и трансформации дискурсивных (языковых) практик. Деррида – динамикой создания новых дискурсов, которую он видит в деконструкции. Лиотар эту же динамику характеризует как паралогику, ядром которой является интуиция теории игр и теории катастроф.

Философствование осуществляется в языке. Язык – среда философии. Знания о всех известных человеку явлениях вырабатываются в языковой практике.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...