Позитивистская традиция в философии
Материалы / Современная западная философия / Позитивистская традиция в философии
Страница 1

С возрастанием роли науки в жизни общества в сер. XIX в. зародилось новое философское течение – позитивизм. Его основателями являются фр. Философ Огюст Конт (1798-1857) и англ. философы Дж. Милль (1806-1873) и Г. Спенсер (1820-1903). Это был позитивизм «первой волны».

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в философии и науке, представители которого единственным источником знания считают частные науки, дающие позитивный (фактический) материал. Наука должна быть организована на эмпирическом знании. Отсюда вывод: отпадает необходимость в философии, она теряет свой предмет исследования.

Философия сводится к синтезу всех конкретно-научных знаний.

Второй этап в истории позитивизма относится к к. XIX в., его представляют австр. философ Э. Мах (1838-1916) и швейц. философ Р. Авенариус (1843-1896). Позитивизм «второй волны» получил название эмпириокритицизм, или махизм. Философия сводится к теории познания. По Маху, следует очистить опыт от всех метафизических (философских) положений. Философия должна стать нейтральной, свободной от мировоззренческой проблематики (материализма и идеализма).

Позитивизм XX в. называют неопозитивизмом (от лат. positivus –положительный, и neo – новый, возрожденный). Неопозитивизм ориентирует философию на науку, отказывает ей в праве самой быть наукой. Задача философии – логический анализ языка науки. Таким образом, философия понимается функционально, как аналитическая деятельность. Вследствие этого неопозитивизм, начиная с 50-х гг. XX в., называют аналитической философией, она представлена двумя школами: логический позитивизм и лингвистический позитивизм.

Логический позитивизм возник в 20-х гг. XX в. в рамках «Венского кружка»: М. Шлик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970), К. Гедель (1906-1978). Развивается Львовско-Варшавской школой: К. Айдукевич (1890-1963), А. Тарский (1902-1983).

Логический позитивизм внес значительный вклад в разработку логического аппарата науки, математической логики. Исследования по созданию искусственных, формализованных языков обеспечили в дальнейшем возможность создания языков программирования.

Истинная философия путем анализа языка должна очищать научные знания от предложений, которые не имеют смысла. Логический позитивизм предложил процедуру проверки предложений на предмет их осмысленности, которая получила название «верификация». Согласно принципу верификации, только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку. Однако строгое применение этого принципа не всегда возможно. Например, не поддаются чувственной проверке общие положения и многие законы науки. Доказательство Геделем теоремы о невозможности построения полностью непротиворечивой знаковой системы развеяло миф о возможности создания строго формализованного языка науки.

Лингвистический позитивизм понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению обыденного языка. Язык науки всегда содержит неформализуемый остаток, который выражается средствами естественного языка.

Представители данного направления – Д. Мур (1873-1958), Л. Витгенштейн (1889-1951), Дж. Остин (1911-1960) и др.

Кризис внутри позитивизма связан с появлением и развитием в 60-70 гг. XX в. постпозитивизма, который пересматривает проблематику самой философии, ее роль в науке и обществе, методологию научного исследования. Представители – К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейерабенд, Дж. Агацци и др. Главная проблема постпозитивизма – развитие, динамика научного знания. Исследуются такие вопросы: социокультурная детерминация науки, возникновение новых теорий, взаимоотношения конкурирующих научных концепций, критерии разграничения науки и ненауки и т.п.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...