Антропология и ХХ век.

Антропологический поворот в философии, произошедший в 20-х годах ХХ столетия, был вызван не только негативной реакцией на онаучивание натурфилософской антропологии, но и прежде всего внутренними изменениями в самой философии, которые выражают стремление преодолеть сведение человека к абстрактной идее и осознать в качестве его антропологических констант не только разумность, но и другие свойства, которые к этому времени были установлены биологическими, социальными науками, историей, этнологией, языкознанием, самой философией прежде всего в лице феноменологии, философии жизни, философии ценностей, экзистенциальной философии и др.

программ. Отсюда, например, М.Шелер писал, что если и есть сегодня задача, которая требует незамедлительного решения, то это создание философской антропологии – науки о сущности человека. Своим “Местом человека в Космосе” Шелер по праву стал основоположником философской антропологии, однако его большое сочинение на эту тему осталось незавершённым.

Напротив, другой ведущий антрополог ХХ в. Х.Плеснер задачу построения философской антропологии решал с другой позиции, а именно включением биологического материала он стремился дополнить гуманитарные науки о духе и в частности философию жизни и феноменологию натурфилософским базисом. Он писал: “Без философии человека – никакой теории человеческого жизненного опыта. Без философии природы – никакой философии человека”.

Несмотря на привлечение биологического, этнографического и археологического материала, в целом философская антропология тяготеет к методам наук о духе. Их предметом выступает мир человека, который на первый взгляд представляется сплетением и сумятицей страстей и интересов, однако при более глубоком изучении в нём открываются прочные структуры переживаний, некоторые виды и типы духовного опыта, мотивы, нормы и ценности, позволяющие понять те или иные человеческие действия. Таким образом антропологический поворот связан с обращением к проблемам души, культуры, жизненного мира, он связан с попыткой углубления знаний о человеке, обобщения и осмысления прежде разрозненного знания, выявления и обоснования условий его возможности и развития.

Ситуация, в которой оказался человек ХХ века, лучше всего схвачена в словах М.Шелера о том, что человек сегодня не знает, что он есть, но он знает и о том, что он этого не знает. Путь человека проблематичен, и в этих условиях уже бессмысленно вопрошать: что есть человек по своей сути и назначению. Необходимо новое определение человека, и это определение, как подчёркивал М.Хайдеггер, равнозначно выбору судьбы бытия.

Всё это выявляет щекотливость положения, в котором оказалась антропология: её попытка определить, что есть человек, при удачном её завершении оказалась бы концом философской антропологии.

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...