Вступление
Страница 1

Антропология как биологическая наука о природе человека была предложена во второй половине XVII в., а первая работа с таким названием была опубликована ещё в 1596 г. протестантским гуманистом О.Гасманном.

В XIX в. во всех развитых странах основываются “Антропологические общества”, спекулирующие на находках черепов, а позднее скелетов так называемых неандертальцев, обнаруживаемых в древних геологических отложениях. Именно на основе этих геологических находок в антропологии была поставлена более широкая задача реконструкции истории человеческой природы, истории гоминидов. Так, наряду с расовыми проблемами учение о происхождении видов составило фундамент естественнонаучной антропологии.

Ещё одним источником антропологии была этнология, получившая распространение во Франции и в англосаксонских странах. Первоначально она занималась праисторией, причём не столько в телесном, сколько в культурном аспекте и хотя в сильной степени страдала европоцентризмом, тем не менее способствовала накоплению важных сведений, значение которых в полной мере осваивается сегодня так называемой политической антропологией, обсуждающей среди прочего национально – этнические, культурно – исторические корни политики.

В ХХ в. в это относительно спокойное развитие естественнонаучной антропологии вторглась философия, заявившая свои права на постановку проблемы человека. Она ставит под сомнение уже добытые знания, а, главное, отрицает научно – натуралистический подход и объективистские методы исследования и спрашивает о сущности человека, об уникальности его положения в бытии.

Будучи незавершённым природой, человек осуществляется в культуре, ибо даже для самых простейших культурных актов как охота и земледелие, создание семьи и общества он не имеет готовых инстинктов. Отсюда многообразие форм хозяйства, семьи, общественных систем. Чтобы творить – необходим образ творимого, так человек вынужден спрашивать себя, что он есть. Человек это существо, которое само в себе должно найти ответ на загадку Сфинкса. Поэтому он является таким сущим, которое изменяет само себя, благодаря познанию. Именно это обстоятельство и предопределяет недостаточность чисто объективного подхода к человеку.

Что такое антропология как таковая? Как известно, название “антропология” происходит от двух греческих слов: “антропос”, что значит “человек” и “логос”, что значит “наука”. Антропология, стало быть, есть наука о человеке и занимается она всем, что имеет отношение к человеку – физиологией, традициями и обычаями, языками, искусством и религией, историей цивилизации и т.д. Следовательно, человек – исходный пункт антропологического знания.

Человека изучает много наук, например, анатомия, психология, социология, этика и др. Это означает, что с антропологией тесно переплетено большое число наук.

Основой человеческого бытия является природа. Человек, вобрав в себя всё природное, выступает одновременно составной частью природы, её высшим продуктом. Каково место человека в природе? Чем отличается человек от других животных? Каков процесс эволюции человеческой цивилизации? Ответы на эти и другие вопросы призвана дать антропология.

Но это одна её сторона. Другая – человек становится общественным человеком благодаря своим социальным свойствам и качествам. Характеристика общественного индивида включает в себя множество связей, но прежде всего связь “общество – человек”. Эта связь отражает собой воздействие сложившейся системы общественных отношений, объективной социальной среды на развитие человека. Общество производит человека как человека. Однако данная связь не охватывает индивидуальность личности, которая, обладая присущими только ей возможностями, задатками, потенциями, внутренним миром, сама производит общество.

Вот почему важно понять, как внутренние субъективные качества человека воплощаются (объективизируются, реализуются) во внешние объективные, социальные формы его бытия. Это, по нашему представлению, и составляет содержание социальной антропологии.

Вообще до последнего времени считалось, что антропология – наука, занимающаяся изучением природной обусловленности человека. Долгие годы “целостный” человек выпадал из научного анализа, ему не было места в системе социально – гуманитарных наук.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...