Новейшая философия: сравнение с философией Гегеля
Материалы / Сходство и различие диалектики Гегеля и Маркса / Новейшая философия: сравнение с философией Гегеля
Страница 1

Диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. Маркс высоко оценил диалектику Гегеля. Вместе с этим он критиковал Гегеля за идеализм. Маркс доказал, что в гегелевской философии дана извращённая, мистифицированная картина мира, искажающая все действительные связи между сознанием и бытиём, человеком и природой. Чувственные материальные вещи, по Гегелю, производны от «самосознания», которое есть единственная и всеобъемлемая реальность. Как считали Маркс и Энгельс, главные пороки гегелевской диалектики заключаются, во-первых, в том что она представляла собой диалектику саморазвития абсолютной идеи как животворящей души всего существующего, то есть была идеалистической, и во-вторых в том, что она была ограничена пределами, поставленными ей метафизической системой.

Ценность гегелевской диалектики определялась содержащимися в ней гениальными мыслями о мире как саморазвивающемся поступательном процессе перехода количественных изменений в качественные и о борьбе противоположностей как вечном внутреннем источнике развития всего сущего.

Гегель не вмешивается в политику, Маркс же «замыкает» философию на классовую борьбу. В своей работе «К критике гегелевской философии права» он непосредственно обращается к пролетариату как вождю народных масс и рассматривает свою философию как мировоззрение пролетариата, как идейное оружие его борьбы за революционное переустройство общества. «Подобно тому, – призывал Маркс, – как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие…» [5]

Таким образом, диалектический материализм – это философское мировоззрение пролетариата, которое в корне противоположно гегелевскому диалектическому идеализму – мировоззрению буржуазии.

Применение диалектического материализма и вытекающего из него метода к политической экономии, к истории, к естествознанию, к философии, к мышлению и познанию, – вот в чем состоит гениальный вклад ученого в мировую науку.

Новейшая философия и философия Гегеля имеют свои сходства и различия. Укажем главные из них.

Философия Гегеля и Новейшая философия, одинаковы, прежде всего, в следующем.

Во-первых, они суть представление философии в бытии, т.е., по сути, наличествующие знания, требующие лишь проявления за счет возможностей и методов, и эти наличествующие знания дополняются и развиваются.

Во-вторых, они определяются наличием внутреннего собственного движения, обусловленного их областью и, в первую очередь, диалектикой.

В-третьих, они диалектические учения, которым подвластны всеобщность и знания; философия Гегеля и Новейшая философия суть вторая и последняя всеобщая система знаний.

В-четвертых, они являются основой создания национально-ориентированных учений.

В-пятых, они являются основой феноменологического усиления потенциала родившей страны.

В-шестых, они являются защитой от оккультизма, мракобесия, материализма и атеизма.

Но философия Гегеля и Новейшая философия также существенно различаются, в первую очередь, в следующем.

Во-первых, важнейшим моментом для философии Гегеля являлось то, что во времена ее актуализации «рассудочное просвещение своим формальным, абстрактным, бессодержательным мышлением опустошало религию, лишало ее всякого содержания… просветительная теология, со своей стороны, крепко держалась своего формализма, не хотела идти дальше апелляций к свободе совести, свободе мысли…». Это потребовало создания совершенного учения – диалектической логики, предназначенной для познания Божественного, а также для ментальной защиты священного от оккультизма, материализма и атеизма. В настоящее же время вопросы отпора оккультизму и атеизму вышли на первое место, более того, особо остро встал вопрос спасения.

Поэтому если философия Гегеля есть познание для духовной пользы людям, то Новейшая философия есть познание, с одной стороны, для защиты от мракобесия и, с другой стороны, для объяснения спасения, и оба указанных положения находятся в единстве.

Во-вторых, для философии Гегеля существенна своя национальная подоплека. Великий мыслитель ее сформулировал так: «философия нашла свое убежище в Германии и живет только в ней». Обосновал он это так. «Еще недавно, с одной стороны, тяжелые времена заставляли предавать слишком большое значение мелким интересам повседневной жизни, а, с другой стороны, высокие интересы действительности, интерес и борьба, ставившие себе целью, прежде всего, восстановить и спасти политическую целостность народной жизни и государства, в столь большой мере поглощали все способности духа, силы всех сословий, равно как и все внешние средства, что внутренняя жизнь духа не могла обрести спокойствия, когда немецкий народ спас свою национальность, основу всякой живой жизни, наступила пора, когда наряду с областью действительного мира, может самостоятельно расцвести в государстве также и свободное царство мысли». А интересным моментом является то, что «касается превосходства немцев в разработке философии…у других народов… самый предмет захирел и исчез, так что от него едва осталось воспоминание или смутное представление».

Страницы: 1 2

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...