Социальная структура как сфера общественной жизни
Материалы / Общество как развивающаяся система / Социальная структура как сфера общественной жизни
Страница 1

При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия (приспособление, оппозиция и компромисс) аккумулируются в массовые, т.е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Примитивным формам производства соответствовали формы кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения. Элементами такого общества были род (объединение кровных родственников по единству происхождения, обладающих общим местом поселения, общим языком, сходными обычаями и верованиями) и племя (объединения вышедших из одного корня родов).

Социально единое общество постепенно перерастало в социально-дифференцированное. Это происходило на основе расчленения функций внутри технологии, общественного разделения труда. Складывались социально-этническая подструктура (народности и нации), социально-демографическая (разделение людей по полу и возрасту), социально-пространственная (разделение людей по типам поселения на городское и сельское), социально-классовая (основой общества выступает классовое деление) и профессионально-образовательная (общество характеризуется с точки зрения занятия его членов преимущественно умственным или физическим трудом, профессиональных и образовательных параметров). В разделенное общество также входят первичные коллективы людей (в первую очередь трудовые), семья и индивиды. Формируются и иные социальные образования: неформальные группы (объединенные решением общих для себя задач), диффузные (временные образования, например, на митингах), элитные.

Народность - исторически сложившаяся общность людей, основанная на территориальных связях между людьми, имеющая зачатки экономических связей, общие язык и культуру. Что касается нации, то ее, вероятно, следует рассматривать как единство этнического, социально- экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации. В нации как этнической общности подчеркивается значение единого языка и самосознания. Существует также подход к пониманию нации как политической общности граждан определенного государства. Нации - продукт индустриальной эпохи и политической централизации, пришедшей на смену феодальной раздробленности. Важную роль в формировании наций из народностей играет интеллигенция, борющаяся за сохранение этнических традиций.

Центральное место в социально-дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов, полагал К. Маркс, является их историческое место в определенной системе производства154. К. Каутский предложил различать классы в зависимости от того, какую долю произведенного общественного богатства они получают. А.А. Богданов в качестве критерия классового деления назвал участие людей в организации производства. «Классами называются большие группы людей, - писал В. И. Ленин, - различающиеся по их месту исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»155. Ленин в своем определении классов исходил из структуры производственных отношений. Он не отбросил признаки классов, названные Каутским и Богдановым, но поставил их в отношение субординации к основному признаку: отношению классов к средствам производства.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...