Государство и институт собственности
Материалы / Учение о государстве. Чичерин и Кавелин / Государство и институт собственности

Чичерин дает юридическое обоснование необходимости автономности института собственности от государства на основе идей естественного права, ставя правовые преграды против злоупотребления властью государством в отношении собственности. Он предупреждает, что даже революции политические не могут так поколебать общество, как вторжение в его коренные основы со стороны государства. Революции “касаются только вершины, оставляя непорушимыми все бесчисленные нити, связывающие людей в их частных отношениях, но как скоро дело касается собственности, так все колеблется . ". Собственник чувствует, что "посягают на весь его личный мир, на его свободу, на его деятельность, на его прошедшее и будущее.

Разлагаются первоначальные элементы общественного быта, все бесчисленные отношения, связывающие людей, разом порываются . ". Поэтому, подчеркивает Чичерин, "вторжение государства в область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом всегда должно рассматриваться как зло, которое по возможности должно быть устранено. Посягательство же со стороны государства на право собственности, иначе как в случае нужды и за справедливое вознаграждение, всегда есть насилие и неправда"[23]. Посягать на начала частной собственности “значит подрывать свободу в самом ее корне, уничтожать основы великого здания, воздвигнутого человечеством"[24]. И поскольку частная собственность является "идеалом всякого гражданского быта", делает другой вывод Чичерин, она “подлежит особому охранению со стороны государства”.

Большую опасность свободе и собственности, по его мнению, следует ожидать от социалистов, ибо при социализме эти величайшие ценности обращаются в призрак, а государство, обобществляя все средства производства (землю, капитал, предприятия), насильственно подавляя природу личности, "неизбежно вызовет негативное стремление у каждого максимально пользоваться общественным достоянием, т.е. быть иждивенцем. Разрушая религиозную нравственность, порождая эксплуатацию добросовестного недобросовестным, сильного слабым, такое государство" превращает человека в добровольного раба общества"[25].

Всякий образ правления, считает Чичерин, имеет свои выгоды и недостатки, происходящие частью из самой его формы, отчасти из способа пользования властью. Однако коммунизму он полностью отказывает в существовании. "Коммунизм, - пишет он, - не способен сделаться не только окончательной, но даже переходной ступенью человеческого общежития, по той простой причине, что человек никогда не может перестать быть свободным лицом, т.е. самостоятельным центром жизни и деятельности. Порабощение его обществу столь же противно его природе, как и порабощение его отдельному лицу… Коммунизм представляется теоретической нелепостью, а практически невозможностью. Он принадлежит к разряду частных утопий"[26].

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...