Оценка форм правления
Страница 1

Уделяя большое внимание характеристике различных форм правления (монархии, аристократии, демократии, смешанной форме - конституционной монархии), Чичерин рассматривает их содержание и направленность в зависимости от конкретных исторических условий и от состояния народного духа (сознания).

При анализе этих форм Чичерин предпочтение отдает конституционной монархии. Именно в ней, по его мнению, наиболее полно отразились идеи свободы и идеал человеческого общежития. Смешанная форма нашла свое признание в истории политической мысли (Цицерон, Макиавелли, Локк, Гегель), поэтому Чичерин считал ее вполне приемлемой и для России, ибо она наилучшим образом обеспечивает единство власти и порядок, она стоит вне частных интересов, более всех образов правления пригодна к совершению крупных преобразований.

Эта форма возникает как результат компромисса различных политических сил в их общем стремлении ограничить абсолютизм, умерить демократию, как господство большинства над меньшинством, обеспечить переход от сословного порядка к общегражданскому. Умеряя и консолидируя различные общественные интересы, конституционная монархия способствует избежанию обществом политических катаклизмов (революций, восстаний, бунтов).

Характеризуя смешанную форму правления как идеал, желаемый для России в будущем, Чичерин писал: "Монархия представляет начало власти, народ, или его представители - начало свободы, аристократическое собрание - постоянство закона, и все его элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели”[18].

Неоднозначную оценку Чичерин дает демократической форме правления. Влияние идей демократии, считает он, поистине огромно, каждый человек в демократическом обществе является носителем определенной доли верховной власти, он политически ни от кого не зависим. В условиях демократии открыт простор энергии человека, его умственным и физическим способностям. Демократия раскрепощает человека: "раболепное, низкопоклонное, трусливое изгоняется из души". Участие в управлении государством повышает политическое воспитание всех. Насущные проблемы обсуждаются всеми и в интересах всех. Правительство проявляет заботу об удовлетворении всех потребностей народа. В демократическом обществе "общегосударственный порядок" составляет "венец гражданского развития человека". Однако демократия, считает Чичерин, лишь отчасти выражает сущность свободы. Она проявляет себя только в свободе политической. Свобода личности ей свойственна менее всего.

В условиях демократии верховная власть вручается наименее способной части. При безграничном господстве политических партий "государство становится добычей политиков", а не образованнейшей части общества, отстраненной от власти. "Демократический деспотизм, ничем не сдержанная воля большинства являются результатом неустойчивости" всех общественных отношений. Такой порядок, заключает Чичерин, состоит в коренном противоречии как с требованиями государства, так и с высшими задачами человечества. Поэтому демократия нигде не может быть идеалом человеческого общежития…Она может быть только переходящей ступенью исторического развития”[19].

В связи с анализом проблем реализации демократии прав собственности, свободы Чичерин затрагивает и вопросы равенства и справедливости. Он полагал, что сама природа свободы не дает полного равенства, в лучшем случае можно требовать от нее равенства возможностей, каждому свое, что в сущности предполагает формальное равенство и фактическое неравенство в материальном плане, ибо равный "уровень материальный может быть только у рабов, а не свободных людей".

Что касается справедливости, то по этому вопросу он следует аристотелевской формуле, распределяющей и уравнивающей справедливости. Справедливость хотя и связана с началом равенства, однако, она имеет свою специфику, отражающую равенство по духу божьему. "Справедливым считается то, - пишет он в "Философии права", - что одинаково прилагается ко всем. Это начало вытекает из самой природы человеческой личности, все люди суть разумно-свободные существа, все создано по образу и подобию Божьему и, как таковые, равны между собою"[20].

Много внимания Чичерин уделял проблемам реализации политической свободы в российском обществе путем организации системы представительного правления, свободных учреждений, соединения выборных с людьми опытными в государственных делах. "Только развитие органической стороны государственной жизни, - писал он, - может дать движение неорганическим ее элементам, одна политическая свобода способна вдохнуть в русское общество новую жизнь, восполнить в нем политический смысл, устранить развращающее влияние газет, наконец, создать среду, в которой могут выработаться государственные люди"[21].

Он предлагал построить новую систему государственного управления на следующих конституционных основах: - опора на просвещенное аристократическое сословие - людей высших способностей; - развитие государствоведения на глубоком теоретическом и практическом фундаменте; - повышение образовательного уровня во всех сферах российского общества; - создание органа совокупной деятельности всех государственных сил; - устройство судебных, местных органов власти, взаимодействующих с общественной и частной деятельностью, с земскими учреждениями; - привлечение народа к решению государственных дел.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...