Доктрина «охранительного либерализма»
Материалы / Учение о государстве. Чичерин и Кавелин / Доктрина «охранительного либерализма»
Страница 3

Используя государственную власть, ее законодательную деятельность в качестве "рационального средства" их водворения, Чичерин определил меру и границы ее усиления и ослабления с учетом особенности русского самодержавия. Например, с позиции "охранительного" либерализма Чичерин, если можно так условно назвать, сформулировал закон силового регулирования власти, т.е. закон, устанавливающий условия, при которых необходимо усиление или ослабление власти: "Чем меньше единства в обществе, чем труднее связать общественные стихии, тем сильнее должна быть власть, и наоборот, правительство может расслабить вожжи по мере того, как общество крепнет, соединяется и получает способность действовать самостоятельно"[9].

Конкретизируя действие данного социально-политического закона, Чичерин подчеркивал, что власть должна быть сильной в стране с обширной территорией, где различие сословия и класса разнятся по образованию, положению, интересам, при отсутствии между ними среднего связующего звена, где партии кидаются в крайности, где господствует раздражительность и нетерпимость, бесплодное сознание заменяет практическую деятельность.

Общество особенно испытывает необходимость сильной власти в переходные эпохи, в период разгара страстей, коренных преобразований. В такой ситуации, - писал Чичерин, - "старое рушилось, новое не успело окрепнуть, никто не знает за что держаться. В такие времена наименее возможно внутреннее единство, согласованное действие различных общественных сил, а потому там необходимее крепкая власть, которая могла бы сдержать влекущиеся врозь стихии"[10].

Таким образом, соединение двух начал (либерального и консервативного) в единой доктрине "охранительного либерализма", или либерального консерватизма, осуществлено впервые в теоретически обоснованной форме представителем русского классического либерализма Борисом Николаевичем Чичериным. Именно в этой форме в 50-60-е годы XIX века либерализм утверждался в своем истинном значении как традиция на русской почве, а консерватизм выступал важнейшим тактическим средством его реализации в жизнь с учетом специфики и условий русской государственности и власти.

Доктрина “охранительного либерализма” была сформирована в период начала царствования Александра П, характеризуемого Чичериным новой эрой "истинно человеческого развития". Она связана с необходимостью реформирования самодержавного строя в целях утверждения в России буржуазного гражданского общества и наследственной конституционной монархии. Поэтому есть все основания называть Чичерина не только классиком русского либерализма, но было бы точнее указать и на его статус классика русского буржуазно-дворянского либерально-консервативного направления.

В последующие годы второй половины XIX века "охранительный либерализм" Чичерина и связанная с ним проблематика личности, собственности и государства развиваются и углубляются на основе переработанного огромного материала предшествующей социально-философской и политической мысли, итоговым завершением которой стали пятитомная "История политических учений" (1869-1902) и целый ряд крупных философских и политических произведений[11].

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...