Теоретическая модель общества как выражение его системности. Источники и движущие силы исторического процесса
Материалы / Общество как развивающаяся система / Теоретическая модель общества как выражение его системности. Источники и движущие силы исторического процесса
Страница 3

1) физиологические, необходимые для выживания;

2) потребности безопасности и защиты - экзистенциальные;

3) потребности привязанности и любви - социальные;

4) потребности самоуважения и признания - персональные;

5) потребности самовыражения, самоактуализации - духовные.

Первые два типа потребностей названы врожденными, три остальных - приобретенными. Гуманистический образ цивилизации, согласно теории Маслоу, предполагает не только требование индивидуальной самореализации (достижение личного успеха за счет потерь и неудач другого), но и требование объединенного действия, кооперации людей.

Интерес фиксирует направленность деятельности субъекта - поисковую, познавательную, преобразовательную, потребительскую и т.д. - на определенный круг явлений и на самого себя. В интересах закрепляется отношение субъекта к природе, ко всей совокупности общественных институтов, материальных и духовных ценностей общества. Ю. Хабермас в труде «Познание и интерес» выделяет три типа интересов: технический, практический и эмансипационный, которые соответственно относятся к трудовой деятельности человека, общению и рефлексивной деятельности сознания.

В целом различаются интересы:

– по степени общности их носителей (индивидуальный, групповой, общечеловеческий);

– сфере направленности (экономический, социальный, политический, духовный, экологический, демографический);

– характеру субъекта социального действия (классовый, национальный, государственный);

– степени осознанности (стихийный, сознательный);

– возможности осуществления (мнимый, реальный);

– отношению к обществу или природе (прогрессивный, реакционный, относительно нейтральный).

Потребности и интересы выступают как следствие, продукт определенных форм жизнедеятельности и условий существования (социально-экономических, политических, демографических, экологических) и одновременно они как мотивационные механизмы оказывают обратное воздействие на производственно-экономический потенциал, социальную сферу и политические ориентации. Шестой уровень модели общества фиксирует взаимоотношение жизнедеятельности, условий существования, потребностей и интересов, в совокупности составляющие образ жизни.

Общество в самом широком интегративном изложении - совокупность динамичных социальных связей, отношений и их носителей и творцов — людей. Общество, полагал Н.А. Бердяев, представляет собой объективацию человеческих отношений. Социум есть форма бытия человека, воплощение присущей ему уникальности и коллективности.

Человек - исходная «клеточка» социума. Индивиды, по П. Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием бессознательных (рефлексов) и биосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Социальное действие всегда личностно и осмысленно, связывает действующее лицо с другими субъектами. Индивид частично «запрограммирован» существующими обстоятельствами, социальными нормами, оценивает альтернативы, принимает решения и добивается их исполнения. Вместе с тем, в продуктах труда в результате кооперации, «скрещивания» усилий многих индивидуальных агентов следы индивидуального размываются и получается безличное, общественное. В социуме взаимодополняют друг друга хаос и порядок. На базе параметров порядка формируются нормы культуры, искусства, этики, языка. В то же время в динамической жизни возникают новые импульсы, новые аттракторы, разрушаются старые параметры порядка.

С одной стороны, общество естественно развивается по объективным законам, с другой - все участники социальной сферы являются движущими силами истории. Если в природе противоречие как источник развития выступает одновременно и как его движущая сила, то в обществе источник развития (разрешение и воспроизводство противоречий) и движущие силы прогресса (деятельность человеческого фактора) относительно самостоятельны друг к другу (хотя они и связаны, переплетены). Седьмой блок модели общества характеризует взаимоотношение исторической необходимости (через объективные условия) и сознательной деятельности (через человеческий фактор), результатирующиеся в общественный прогресс как цивилизационно-формационный процесс.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...