Философия и культураМатериалы / Философия. Ее роль в жизни общества / Философия и культураСтраница 1
Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.). Само же это
слово латинского происхождения (cultura — возделывание. обработка), имевшее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.
Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанционально (по своей сущности) — детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках.
Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей — подлинных творцов культуры.В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.
Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.
Весьма характерно, что в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе характере (способе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества;
качественной оценке и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.
В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство самого человека. Для культуры это положение имеет общеметодологическое значение: не только в том смысле, что служит основанием для типологии культуры, но и для такого обобщающего ее определения, как культивирование «всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями, — производство человека как возможно более целостного и универсального продукта общества .»1
Итог развития человека, его материальной (производственно-экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Она итожится двояко: результатом ее выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и незримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности,
Философия, используя аксиологический (гр. axia — ценность), т. е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития,
Это значит, что в философии человек рассматривается не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры. Если внутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нравственного и эстетического развития — бездуховностью, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.
Смотрите также
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...