Философия и культура
Страница 1

Понятие «культура» получило распространение в Ев­ропе, начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.). Само же это

слово латинского происхождения (cultura — возделывание. обработка), имевшее непосредственное отношение к зем­ледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и об­щечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исто­рически (генетически) и субстанционально (по своей сущ­ности) — детище человека, различных видов его деятель­ности в личностных, групповых и общественных рамках.

Это объективная реальность, в которой воплощены спо­собы и результаты деятельности людей — подлинных творцов культуры.

В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действи­тельность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функ­ционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с осво­бождением человека от природной зависимости, его по­рабощения государством, обществом, собственными по­роками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения оп­ределяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том чис­ле сверхъестественных, потусторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в созда­нии материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповтори­мостью, имеют общекультурное значение.

Весьма характерно, что в обществе наблюдается из­вестная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом нагляд­но свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о кри­териях развития культуры, в том числе характере (спосо­бе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, фи­лософии, литературы; роли религии в жизни общества;

качественной оценке и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.

В философии принято делить производство на мате­риальное, духовное и производство самого человека. Для культуры это положение имеет общеметодологическое значение: не только в том смысле, что служит основани­ем для типологии культуры, но и для такого обобщающе­го ее определения, как культивирование «всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а по­тому и потребностями, — производство человека как воз­можно более целостного и универсального продукта об­щества .»1

Итог развития человека, его материальной (производствен­но-экономической) и идеальной (духовной) деятельнос­ти. Она итожится двояко: результатом ее выступает ви­димое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разно­образных товаров, услуг и информации, и незримое, скры­тое, но особой ценности внутреннее богатство челове­ческой личности,

Философия, используя аксиологический (гр. axia — ценность), т. е. ценностный подход, раскрывает соотно­шение внутреннего мира человека, его мировоззренчес­ких ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и вне­шних форм жизнедеятельности, направленной на созда­ние общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и сово­купный результат его развития,

Это значит, что в философии человек рассматривает­ся не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир куль­туры. Если внутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нрав­ственного и эстетического развития — бездуховностью, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выраже­ние, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...