Этика переходного периода. Диалог «Горгий»Материалы / Этический идеализм Платона / Этика переходного периода. Диалог «Горгий»Страница 2
Создавая критические замечания к «Горгию», А.Ф.Лосев отмечает: «Риторика и вообще всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, которая воплощает высшую справедливость в человеческом обществе при помощи последовательного приведения всех низших страстей в стройное и упорядоченное состояние (что Платон и называет законом). Эта деятельность не преследует никаких целей чистого и автономного искусства, но лишь реально-жизненные цели. Риторика и искусство есть та сила, которая призвана усовершенствовать человеческую жизнь и создать для нее максимально справедливые формы.
В этом и состоит сила искусства»[27].На основании всего вышеизложенного в Главе 2, можно сделать следующие краткие выводы:
- «Протагора» можно считать самым высоким достижением сократического периода потому, что здесь ставится проблема добродетели в целом;
- В данном диалоге обстоятельно рассматривается происхождение добродетели в обществе и у отдельных граждан;
- Платон в данном диалоге стремится установить смысловую структуру добродетели;
- В диалоге ставится вопрос о единстве добродетели и множестве ее проявлений;
- Суть диалога в том, что в начале беседы было неясно само понятие добродетели, а в конце ее оно стало ясным;
- Диалог «Горгий» обычно относят к переходному периоду в творчестве Платона. В нем видна еще малооформленная теория идей;
- В «Горгии» выявляется противоречие между пониманием риторики как науки о внушении людям чувства справедливости и фактическим злоупотреблением у ораторов этой риторикой для совершения несправедливых и дурных дел;
- Сократ при помощи многочисленных примеров доказывает коренное различие между удовольствием и благом и то, что не благо следует подчинять удовольствиям, а, наоборот, удовольствия благу;
- Риторика и вообще всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, которая воплощает высшую справедливость в человеческом обществе при помощи последовательного приведения всех низших страстей в стройное и упорядоченное состояние;
- Этика Платона развивалась на основе его теории идей.
Смотрите также
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...