Закон отрицания отрицания
Основные законы диалектики / Закон отрицания отрицания
Страница 1

Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития, поступательность и преемственность, относительную повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания.

Ряд философских направлений упрощенно рассматривает отрицание: как движение вспять, разрушение; имеющее место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных состояниях сознания, либо лишь в социальных процессах.

Реально отрицание носит всеобщий характер. «Для диалектической философии, — отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого.

На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения».

Противоречивость явлений предполагает скачкообразный переход от одного качества к другому, что со стороны взаимоотношения старого и нового выступает процессом отрицания. Воздействие на предмет (например, размалывание зерна) может привести к гибели этого предмета, что, однако, не означает остановки развития, ведь полученный от размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человека или животного. Любое действие представляет собой не изолированный акт, а находится в системе объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, истребляя менее приспособленных особей, содействуют их естественному отбору, т.е. прекращение индивидуального развития отдельных особей сопровождается в целом совершенствованием вида. «Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и положительно ., противоречащее себе не переходит в . ничто .»

В обществе не всякое отрицание - диалектическое, существует и метафизическое. Метафизичность отрицания проявляется в преувеличении момента разрушения (уничтожение храмов, исторических памятников), при абсолютизации одной из сторон противоречия. Например, попытки создать государственный социализм как антикапитализм привели к подавлению рынка, следствием чего стала «затратная» экономика, имитация труда и общественной активности, в целом - застой в разных сферах жизни. Ненаучно также стремление формировать «чистый» капитализм без привнесения положительных моментов социализма. Как отмечают некоторые исследователи, Запад умело вплел в рыночную ткань элементы мобилизационного механизма, в особенности в военной и научно-технической областях.

Метафизическое отрицание признает лишь внешнее отрицание, абсолютизирует уничтожение, рассматривает соотношение старого и нового по принципу «или-или». Диалектическое отрицание исходит из внутренней природы самоотрицания и одновременно учитывает внешние факторы отрицания (применительно к обществу), характеризует отрицание как момент связи и развития с удержанием положительного, соотносит старое и новое по принципу «и-и». Диалектическое отрицание применительно к обществу включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).

Названные моменты отрицания представлены как идеал, цель и в определенной степени как реальная практика в обновлении общества в СНГ, особенно в Беларуси. Разрушается командно-административная система, используются некоторые позитивные элементы прошлого, опыт проводимых ранее преобразований, профессионализм кадров, традиции патриотизма и т.д. Конструктивное начало означает соединение внедрения передовых технологий с новым механизмом хозяйствования, экономических мотивов деятельности с социальными и экологическими регуляторами, правового государства с человеческим творчеством и т.д. Главное направление модернизации общества лежит в созидании: обеспечение правовых механизмов перехода к социально ориентированной рыночной экономике; формирование политических партий и движений, способных выражать интересы различных слоев населения; укрепление и расширение амортизаторов, облегчающих вхождение масс в рыночную экономику; обретение идеала, в основе которого - гражданское согласие.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...