Философия эпохи возрождения
Материалы / Основы философии / Философия эпохи возрождения

Эпоха Возрождения (XIV - XVI ВВ.) - время ярчайшего расцвета культуры, одна из самых замечательных в истории человечества. Её наступление было подготовлено изменениями в социально - экономической жизни европейских стран, хотя и совершавшихся не в одно время. Эти изменения затронули быт людей, способствовали переходу к централизованным монархиям, одним из условий которых был расцвет городов и промышленного производства в них, вначале в форме мануфактур, который подготовил приход капиталистических отношений с их требованием от человека творческой личной активности. Группы плавания бассейне в чем разница между спортивным и оздоровительным плаванием. Идеалом эпохи становится античность, в искусстве и культуре которой в центре находился культ гармонического совершенствования телесных и духовных качеств человека.

В эпоху Возрождения человек в своих творческих созидательных способностях становится равным Богу - творцу, выделяет себя из природы, чему в немалой степени причиной служит средневековое понимание человека как высшего природного существа. Всё это способствует возрастанию внимания к человеку, его центральному положению в космосе. Вот почему мировоззрение эпохи Возрождения получило название антропоцентризм.

Теоцентризм и монотеизм средневековья заменяются пантеизмом Возрождения. Бог утрачивает свою вне - и надприродность, он как бы сливается с ней, тем самым обожествляя её, наделяя каждую её частичку душой, жизнью, магическими силами,причастными к иной мировой душе. Эта двойственность живого в части и целом - онтологическое обоснование взаимопереходности форм и частей природы. Отсюда - представления о мировоззрении этой эпохи как магико - алхимическом. Философский камень алхимиков - это ни что иное как носитель магических одушевлённых начал, обусловливающих взаимопереходность форм в друг друга.

Используя философский метод Николая Кузанского, итальянский философ Джордано Бруно ( 1548 - 1600) снимает противоположность между творцом и творением, между формой и материей. Таким образом, он придаёт природе ранее приписываемое Богу, а именно активное, творческое начало, первопричинность развития. Пантеизм Бруно был началом материалистического понимания природы, которая для него была «Богом в вещах». Учение о бесконечности Вселенной наносило сокрушительный удар по основополагающим идеям учения церкви, поскольку не просто лишало Землю привилегированного положения в мироздании, но и говорило о возможности огромного множества миров, подобных нашей планете, миров, могущих обладать жизнью.

Таким образом, пантеистическая философия эпохи Возрождения стала поворотным моментом для развития европейской философии и естествознания.

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...