Этика и фундаментальный дуализм
Материалы / Основы философии / Этика и фундаментальный дуализм

Этика - это область философского знания, исследующая наиболее общее основы и критерии взаимоотношения между людьми. Этика изучает взаимоотношение Я и Других, а также нашего отношения к взаимодействиям Других между Собой. Отсюда следует, что существование Других еще должно быть доказано, иначе этика не имела бы никакого смысла. Другие нам даны, как актуальности сознания, являющиеся следствием трансцендентности.

То, что за Другим стоит сознание нам приходиться умозаключать на основе личного опыта вторжения в трансцендентность через тело. Это Гуссерль назвал аналогизирующей апперцепцией или аппрезентацией, т.

е. это умозаключение по аналогии (по себе). Но можно ли делать такое умозаключение? Может ли за телом не стоять сознания, волевой активности (т.е. Я)? Непосредственно нам дано только свое сознание, Другие же даны как первичные актуальности, но нет доступа к их сознаниям. Этика - это самая практическая область философии, поэтому не стоит ограничивать исследование очевидностями сознания. Здесь нужно сконцентрироваться на дуализме события и действия. Только на основе событий и действий можно умозаключать о бытии Других. Одним из проявлений этого дуализма является семиотическое поведение, т.е. восприятие и порождение Другими слов. В результате событий и действий происходит не только осознание Других, но и Себя, а точнее, это параллельный процесс. Только возможность Самому быть Другим и конституирует Другого. Это трансцендентальное условие мы называем альтеризацией (от alter ego). Альтеризация - это, с одной стороны, возможность представить Себя на месте Другого, а с другой стороны, Другого на месте Себя. В результате альтеризации Я осознает Себя, имманентность и трансцендентность.

Фундаментальный дуализм на уровне этики реализуется в дуализм жизни и свободы. Если в трансцендентности сущностью человека является жизнь - не будет жизни, не будет и тела. То на уровне имманентности - это свобода воли. Свобода воли - это возможность принять любое решение. То, что человек может принять любое решение - это очевидность. Трудности могут возникнуть только в реализации, т.е. в действии. Это два полюса, определяющие человеческое поведение. Человек может пожертвовать жизнью ради свободы, а может пожертвовать и свободой ради жизни.

Таким образом, уменьшение свободы или ухудшение жизни - это зло, а обратное - это добро. Но мы живем в сообществе людей, когда поведение одного человека может ухудшать положение другого. Поэтому горизонтом поступка выступает Другой или общество. А возможность такого горизонта обеспечивается альтеризацией.

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...