Понятие бесконечности в искусствеМатериалы / Понятие бесконечности в науке и искусстве / Понятие бесконечности в искусстве
Понятие бесконечности присутствует и в искусстве.
Вариацией на эту тему являются и стихи английского поэта Уильямса Блэйка:
“В одном мгновенье видеть Вечность,
Огромный мир – в зерне песка
В едином миге – бесконечность
И небо – в чашечке цветка”.
Б. Паскаль писал о бесконечности: “Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе как атом; я как тень, которая продолжается только момент и никогда не возвращается.
Бесконечность есть в отрывках стихотворений таких поэтов и ученых, как римского поэта и философа Тит Лукреция Кара.
“Нет краев у нее, и нет ни конца, ни предела,
И безразлично, в какой ты находишься части Вселенной.
Где бы ты не был, везде, с того места, что ты занимаешь,
Все бесконечной она остается во всех направленьях”.
Низами – среднеазиатский поэт вопрошал:
“Разве в мире бесконечном направленье есть?
Разве далям бесконечным измеренье есть?”
Немецкий поэт 18в. Альберт фон Галлер утверждал:
“Нагромождаю чисел тьму,
Мильоны складываю в гору,
Ссыпаю в кучу времена,
Миров бесчисленных просторы.
Когда ж с безумной высоты
Я на тебя взгляну, то ты -
Превыше не в пример
Всех чисел и всех мер:
Они лишь часть тебя”.
И здесь уместно вставить слова Максимилиана Волошина:
“Когда уйду я в бесконечность,
То мне откроется она,
Так ослепительно ясна,
Так беспощадна, так сурова,
И звездным ужасом полна”.
Иллюстрациями этого понятия могут служить и некоторые замечательные графические работы известного голландского “математического графика”, художника М.К. Эшера.[8] В этих работах Эшер, умело опираясь на математические конструкции применяемые в алгебре и геометрии, подчеркивает несовершенство и ограниченность нашей геометрической интуиции. Именно глубоким проникновением в природу геометрической бесконечности и объясняется сильное воздействие на зрителя “математических работ” Эшера.
На полотне можно изобразить лишь иллюзию бесконечности, но не саму бесконечность. Гравюра Эшера “Все меньше и меньше” представляет собой первую попытку изображения бесконечности. При приближении к центру окружности фигурки, заполняющие плоскость, уменьшаются, каждая последующая фигурка занимает площадь вдвое меньшую, чем предыдущая: в центре площадь их становится бесконечно малой, а количество бесконечно большой величиной. Такая конструкция является фрагментарной, т. к. она позволяет расширение новыми все более увеличивающимися фигурами.
Избежать фрагментарности и представить бесконечность во всей ее полноте внутри четко очерченной границе позволяет лишь метод, обратный только что рассмотренному.
Это такие гравюры как “Круговой предел 1, 2, 3”
В круговом пределе 3 вдоль каждой цепочки сохранена однородная ориентация фигур, рыбки плывут вереницей по дугам от края до края гравюры и так, что чем ближе к центру, тем фигуры становятся больше. Каждая цепочка подобна траектории ракеты, которая взмывает с одной из точек окружности и исчезает на противоположной стороне. При этом ни одна из фигурок цепочки не достигает граненой линии, за пределами которой “абсолютное ничто”.
Но сферическая вселенная и не может существовать без охватывающей ее пустоты не только потому, что понятие “внутри” предполагает понятие “снаружи”, но и потому, что в этом “ничто” воображаемые, но геометрически точно определенные центры дуг, образующие структуру сферического мира.
Да немало я потрудился, чтобы представить замкнутость . но зато я теперь убедился, что глаз и рука могут создать и объяснить все на свете, даже бесконечность не пугает их .”
Работы Эшера можно демонстрировать, когда говорим о симметрии, о трехмерном пространстве, при изучении правильных многогранников и т.д. и т.п.
Смотрите также
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...