Рассуждение о методе
Материалы / Декарт / Рассуждение о методе
Страница 3

Было составлено несколько правил морали, которыми по мнению Декарта, необходимо пользоваться. Во-первых, повиноваться законам и обычаям своей страны, придерживаться религии, руководствоваться во всем мнениями наиболее умеренными, чуждыми крайностей и общепринятыми среди наиболее благоразумных людей, в кругу которых приходится жить.

Между мнениями, одинаково распространенными, выбирать самые умеренные, наиболее удобные в практике.

Во-вторых, оставаться наиболее твердями и решительными в своих действиях.

Третье правило - всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменяя свои желания, а не порядок мира.

По мнению Декарта, в этом и состоит секрет философов, которые умеют поставить себя вне власти судьбы и, не смотря на страдания и бедность, соперничать соперничать в блаженстве с богами. Они пришли к убеждению, что в их власти находятся только их мысли, и этого достаточно, чтобы не стремиться ни к чему другому; мыслями они владычествовали так неограниченно, что имели основание считать себя богаче, могущественнее, более свободными и счастливыми, чем люди, не имеющие такой философии и никогда не обладающие всем, чего они желают, несмотря на то, что им благоприятствуют и природа и счастье.

В четвертой главе Декарт рассуждает о существовании бога и бессмертии души. Он предполагает, что чувства могут обманывать, что нет ни одной вещи, которая была бы таковой, как она нам представляется. Ведь есть люди, которые ошибаются в простейших вещах, все подвержены способности ошибаться. Ведь любое представление, которое мы имеем в бодрствующем состоянии, может явиться и во сне, но оно может и не быть действительностью. Истина: я мыслю, следовательно, я существую, так тверда и верна, что любые скептически настроенные люди не могут ее поколебать. Следовательно, что я сомневаюсь в истине других предметов, значит, что я существую. Если перестать мыслить, то можно сделать заключение о том, что я не существую. Значит, что я субстанция, вся сущность которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается в месте и не зависит ни от какой материальной вещи.

Истина: "Я мыслю, следовательно, я существую" дает представление о том, что для мышления надо существовать. Из этого можно сделать общее правило: все, что мы представляем себе вполне ясно и отчетливо, - все истинно. Только нужно правильно различать то, что именно мы способны представлять себе вполне отчетливо.

"Если я сомневаюсь, значит я существо не вполне совершенное, потому что полное постижение - это нечто большее, чем сомнение. Поскольку я знаю некоторые совершенства, которых у меня самого нет, то я не являюсь единственным существом, имеющим бытие, но что по необходимости должно быть некоторое другое существо, более совершенное, чем я, от которого я завишу и от которого получил все, что имею." (2).

Далее Декарт рассуждает о том, что если бы он все умел и был бы всеведущим, всемогущим и обладал бы всеми совершенствами, которые можно приписать божеству. Ведь трудно понять бога и уразуметь, что такое душа, если не можешь подняться выше того, что может быть познано чувствами. Некоторые люди привыкли рассматривать все с помощью воображения, которое представляет собою лишь определенный род мышления о материальных вещах, что все, что нельзя вообразить, кажется им непонятным.

По идее Декарта, все идеи и понятия, которые происходят от бога, должны быть истинны во всем том, что в них есть ясного и отчетливого. Но если же они в нас сбивчивы и неясны, то мы не совершенны. "Очевидно, что одинаково недопустимо, чтобы ложь и несовершенство, как таковые, протекали от бога и чтобы истина и совершенство происходили от небытия." (2).

В пятой части "Рассуждений ." речь идет об автоматах вообще и обсуждение вопроса, наделены ли животные душой или нет. Декарт утверждает, что в отличие от человека животные представляют собою автоматы, действующие лишь в силу расположения своих внутренних органов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...