Заключение
Страница 1

В глобальной исторической ретроспективе, на наш взгляд, действует закономерность «отрицания-отрицания»: каждая предшествующая культурная эпоха, возникнув из предшественницы, по мере своего развития отрицает ее, но затем сама становится догмой (какие бы либеральные или демократические ценности не несла в себе). Так было со средневековьем, затем с гуманизмом Возрождения. Просвещение Нового времени, заложившее основные ценности западного мира, сменил позитивизм. Реакцией на него явился модернизм Х1Х века, затем подвергшийся после двух мировых войн ревизии постмодернизмом.

В связи с этим закономерен вопрос: что же такое постмодернизм, и каково будущее постмодернистской философии и культуры?

Когда-то Хоркхаймер и Адорно предсказали развитие современной культуры постиндустриального общества.

"В современном буржуазном обществе просвещение само превращается в мифологию и мифотворчество. Механизированная воля к овладению прикована к данному, фактическому, познание ограничивается повторением. Развитие научно-технической рациональности поглощает различные сферы общественной жизни, подчиняет формальным, абстрактным правилам и целям культуру, философию, язык и т.д. С овеществлением духа околдовывается отношение человека к себе и другим людям, происходит общая деградация природы человека, “единичное полностью аннигилируется” противостоящими ему экономическими силами. Индивидуализм привел к своей полной противоположности - псевдоиндивидуальности. Человек более не совершает моральный выбор, он просто отождествляет себя со стереотипами господствующей шкалы ценностей. Сообщества людей превращаются в псевдоколлективы, состоящие из людей-атомов, в единицы господства.

Рациональность превратилась в иррациональность, способствуя тотальному управлению человеком вопреки тем возможностям, которые должны были бы перед ним открыться. Просвещение и идея прогресса исчерпали себя. Индустрия сознания формирует и насаждает новую мифологию. Миф ХХ века приобретает черты коллективного безумия. Все природное наделяется отрицательными чертами, агрессию выдают за самозащиту. Венцом иррациональности рационализма стал фашизм - логическое развитие традиций господства в европейской цивилизации"(30).

Таким образом, описание общества полувековой давности напоминает современное постиндустриальное общество. Но авторы не приводят ни программ по его преобразованию, ни прогнозов на будущее.

Современный философ А.В.Бузгалин делает неутешительные выводы: "Постмодернизм устарел…" - смысл заложен в названии статьи. Он видит природу постмодернизма в связи с развитием рыночных отношений. "Рынок конца ХХ - начала ХХ1 века оказался, по сути дела, мощной тоталитарной системой, всесторонне подавляющей человека." "Постмодернизм отрицает не только внутренние связи от явления к сущности, но и внешние - это помогает рынку тотализировать человека".

Таким образом, постмодернизм - слуга рынка. Но здесь противоречие, так как он служит тому, что высмеивает (то есть массовую культуру, связанную с рынком). По Бузгалину, таким образом, причины возникновения и заката постмодернизма одинаковы. Автор связывает закат постмодернизма с процессом глобализации. Философия постмодернизма, необходимая на первых порах, в дальнейшем сменится "новой глобальной идеологией (адекватной ультраимпериализму)", которая будет обслуживать интересы транснациональных корпораций. Ей будет противостоять "новая открытая методология новых альтернативных социальных движений". Эти социальные движения продолжат дело постмодернизма (5, 13) .

Подобные прогнозы дает и В.А.Кутырев. Взамен модернизму, основанному на экономизме - власти денег, приходит постмодернизм с идеей "технического коммунитаризма", главными ценностями которого становятся обладание информацией. При этом на второй план отступают "живое общение, социальная солидарность и братство", все "духовные и личностные начала". Автор ратует за сопротивление "оргии потребительства, … и безумной, поистине сорвавшейся с цепи производственной эксплуатацией среды собственного обитания, с безответственным, и, в конечном счете, самоубийственным манипулированием своим телом и психикой"(16, 65).

Л.А.Микешина делит все философские учения о познании на систематические (т.е. представляющие какую-либо картину мира, это учения И.Канта, Локка, Маркса, феноменология Гуссерля, критический рационализм К.Поппера) и антисистематические (имеющий периферийный, "наставительный", по Р.Рорти, характер). Именно гносеологические взгляды Витгенштейна, Хайдеггера, Гадамера, Деррида и составили основу постмодернизма как "состояния" в науке и культуре. Им соответствуют два направления когнитивных теорий: первое придерживается естественнонаучной строгости; второе - "берет за образцы гуманитарные и художественные формы мышления, все богатство практик экзистенциально-антропологических традиций"(19, 50).

Согласно Кутыреву, как было указано, они боролись между собой. В результате второе направление начало побеждать. Но постмодернизм показал недостаточность примата только гуманитарного направления. По мнению Л.А.Микешиной, "в новом веке, наряду с дальнейшим развитием обеих типов практик, будет решаться и проблема их соотнесения, взаимопроникновения и, возможно, синтеза"(19, 51).

Страницы: 1 2

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...