А. Шопенгауэр
Страница 1

Артур Шопенгауэр родился в вольном городе Данциге 22 февраля 1788 года. Он принадлежал к представителям иррационализма. Иррационализм отрицал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например, эффектам, воле.

Первая его значимая работа – выход книги «Мир как воля и представление».

В данной книге он представляет анализ основных целей и понятий философии Платона, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля и Ф. Шеллинга. Так же вывел логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта, но и не из субъекта, а только лишь из представления, то есть факта сознания. Поэтому, мир есть как представление. Сам закон достаточного основания распадается на четыре самостоятельных закона:

· закон бытия – для пространства и времени;

· закон причинности – для материального мира;

· закон логического основания – для познания;

· закон мотивации для действия человека.

Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем непосредственного познания, интуиции, а так же отвлеченного (рефлективного) познания.

Центральным понятием в философии Шопенгауэра является воля. Она же абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля лежит в основе сознания и является всеобщей сущностью вещей. Сам окружающий мир есть реализация воли, которая присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли.

Философия рассматривает не мир сам по себе, а отношение человека к миру. Принципиальная включенность человека в философскую систему не позволяет элиминировать человека при рассмотрении чего бы то ни было, ни при каких условиях. Это обнаружил и попытался донести до читателя А. Шопенгауэр. "Исхождение из субъекта" также ложно, как "исхождение из объекта" – считает Шопенгауэр, внутреннюю сущность мира необходимо искать в стороне, отличной как от субъекта, так от объекта. Субъект связан с объектом не только опосредовано, через познание, но и непосредственно, ибо сам субъект — не просто "абстрактный субъект чистого познания", а часть этого мира, с которым его связывает собственная телесность: я познающее — прежде всего, я телесное, хотящее и действующее, добивающееся и страдающее, то есть проявляющееся еще и (одновременно) как воля; сама же воля, хотение — это всегда направленность на объект, воля к чему-то, желание чего-то. Такой анализ предшествующей философии приводит А. Шопенгауэра к убеждению в том, что абсолютным первоначалом бытия является мировая воля. Воля – главная сила мира, она есть то, что дает всему, что есть в мире силу и диктует свои законы, которые мир не может нарушить. Воля как воля к мощи (жизни), как воля к власти (в борьбе за выживание) правит миром, воля, но никак не разум. Если бы в основании мира лежал Разум, откуда взяться безумным войнам и бессмысленной жесточайшей борьбе, риторически спрашивает А. Шопенгауэр. Разум способен разбудить, расшевелить или раздразнить уснувшую или уставшую волю. Воля не принимает руководства разума, наоборот, воля движется по своим собственным законам и сама руководит разумом. Воля первична и бытийна, чувства, рассудок и разум – вторичны. Воля – слепой бессознательный порыв, есть внутренняя сущность движения, как органических, так неорганических тел, а человек – наивысшая форма объективация воли, не выражает сущности воли, а есть только ее проявление. Воля является сущностью человека, но не наоборот.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...