Прибавочный продукт
Материалы / Возникновение сознания / Прибавочный продукт
Страница 2

Присмотримся к делу поближе. Дневная стоимость рабочей силы составляет 3 шиллинга потому, что в ней самой овеществлена половина рабочего дня, т.е. потому что жизненных средств, ежедневно необходимые для производства рабочей силы, стоит половину рабочего дня. Но прошлый труд, который заключается в рабочей силе, и тот живой труд, который она может выполнить, ежедневные издержки по ее сохранению и ее ежедневная затрата – это две совершенно различные величины. Первая определяет ее меновую стоимость, вторая ее потребительскую стоимость. То обстоятельство, что для поддержания жизни рабочего в течении 24 часов достаточно половины рабочего дня, нисколько не препятствует тому, чтобы рабочий работал целый день.

Следовательно, стоимость рабочей силы и стоимость, создаваемая в процессе ее потребления, суть две различные величины.

Капиталист, покупая рабочую силу, имел ввиду это различие стоимости. Ее полезное свойство, ее способность производить пряжу или сапоги, было только необходимым условием, потому что для создания стоимости необходимо затратить труд в полезной форме. Но решающее значение имела специфическая потребительская стоимость этого товара, его свойство быть источником стоимости, при том большей стоимости, чем имеет он сам. Это та специфическая услуга, которую ожидает от него капиталист. (…) Наш капиталист заранее предвидел этот казус, который как раз и заставил его улыбаться. Поэтому рабочий находит в мастерской необходимые средства производства не только для шестичасового, но и для двенадцатичасового процесса труда. Если 10ф.хлопка впитывали 6 рабочих часов и превращались в 10ф.пряжи, то 20ф.хлопка впитывают 12 рабочих часов и превратятся в 20ф.пряжи.

Рассмотрим удлиненный процесс труда. В этих 20ф.пряжи теперь овеществлено 5 рабочих дней: 4 в потребленном количестве хлопка и веретен, 1 впитан хлопком в процессе прядения. Но денежное выражение 5 рабочих дней есть 30 шиллингов, или 1ф.ст. 10 шиллингов. Это и есть, следовательно, цена 20ф.пряжи. Фунт пряжи по прежнему стоит 1 шиллинг 6 пенсов. Но сумма стоимостей товаров, брошенных в процесс, составляла 27 шиллингов. Стоимость пряжи составляет 30 шиллингов. Стоимость продукта возросла на 1/9 по сравнению с авансированной на его производство стоимостью. Таким образом, 27 шилл. превратились в 30 шиллингов. Они принесли прибавочную стоимость в 3 шиллинга. Наконец фокус удался. Деньги превратились в капитал».

(К.Маркс «Капитал» том 1 стр. 198-206)

Итак, процесс производства прибавочной стоимости нам ясен (по Марксу): – первые 6 часов удлиненного рабочего дня рабочий производит средства необходимые для существования, а вторые 6 часов – прибыль. Неясно другое, – почему рабочий способен производить больше, чем ему необходимо для поддержания жизненных сил? Отчего, откуда у него эта специфическая способность? Его свойство быть источником стоимости притом стоимости большей, чем имеет он сам?

Очевидно, для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно ответить на вопрос: - Кто есть человек? Постольку поскольку, что это видимо не только специфическая особенность рабочего, но и человека вообще.

Итак, нам известно, что человек, в процессе долгой эволюции, произошел от обезьяны.

Зададимся таким вопросом: - Могут ли обезьяны или животные вообще производить больше чем необходимо для их существования? (Если допустить, что для животных добывание пищи, воспроизводство себе подобных – производство).

Отметим здесь две особенности. Первое, – для животных процесс производства пищи, исходя из логики, есть почти одновременно процесс потребления, т.е. эти два процесса как бы органически связаны между собой, следовательно, животные «обречены» производить только необходимые средства существования. Второе, - Можно ли рассматривать воспроизводство себе подобных как производство – расширенное воспроизводство? И здесь, исходя из логики, можно сказать, что производства не существует. Ведь животные увеличивают свое количество при улучшении условий существования, при ухудшении этих условий уменьшают свое количество, а при стабильном состоянии окружающей среды их количество относительно не меняется.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...