Социально-этическая и государственно-политические аспекты философии конфуцианства
Восточная философия / Социально-этическая и государственно-политические аспекты философии конфуцианства

Конфуций серьёзно относился к отношениям между людьми. Любое общество должно быть скреплено следующими критериями: 1) муж и жена; 2) родитель и ребёнок; 3) правитель и подданный; 4) дети родителей; 5) отношение друзей.

Конфуций подчёркивал важность характера отношений в обществе. Конфуций полагал, что изучение традиционных ритуалов и обрядов помогает сбалансировать воспитание искренности в высших идеалах общества. Гора скидок - купить коврики для йоги - качественно. В конфуцианстве наблюдается следование патриархальности. Конфуция мало интересовали натурфилософские проблемы типа происхождения и устройства мира (как земного, так и небесного).

Конфуцианство представляет собой прежде всего этико-философское учение. Центральное место в нем занимает разработанная Конфуцием концепция «благородного мужа», который противопоставляется «низкому человеку». Благородным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества.

Конфуцианство обещает человеку земное счастье. Взамен же человек признаёт себя лишь частью налаженной социальной системы. В культуре древнего Китая (как и других древних цивилизаций) широкое распространение получила «природная теория языка», согласно которой имена соответствуют идеальной сущности тех вещей и явлений, которые эти имена обозначают. Но со временем это соответствие начинает нарушаться (например, в силу того, что имена используют невежественные люди). Эта «порча» имен приводит к ухудшению дел в мире. Примерно такой точки зрения придерживался и Конфуций. Он считал, что для восстановления порядка в мире (как в обществе, так и в природе) прежде всего необходимо исправление имен, т.е. изменение вещей в соответствии с их названиями. Один князь спросил Конфуция, в чем принцип должного правления. На это Конфуций ответил: «Пусть правитель будет правителем, министр — министром, отец — отцом, сын — сыном» («Лунь Юй»). Это значит, что тот человек, который является правителем, должен действовать в соответствии с Дао правителя, министр — с Дао министра и т.д. Если же человек поступает иначе, то хотя он и занимает пост правителя или министра и называется таковым, но по сути дела правителем или министром он не является. На первое место он ставил – исправление имён, т.е. каждый должен вести себя в соответствии со своим социальным статусом. В качестве образца такого государства он ссылался на древние писания, именно там можно найти образец этого государства. Конфуций указывал на моральный авторитет у власти: «Правление, есть исправление…». Но для достижения своих субъективных целей, Конфуций перегибал палку.

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...