Лао-Цзы и даосские трактаты «Дао дэ цзин» и «Чжу-ан цзи»
Восточная философия / Лао-Цзы и даосские трактаты «Дао дэ цзин» и «Чжу-ан цзи»

Лао-цзы – китайский философ, основатель даосизма. Личность Лао-цзы была окутана легендами, например, о том, что мать носила его несколько лет и родила стариком. «Цзы» означает одновременно «мудрец» и «ребенок». Этот подход намекает на сам Восток – «Мудрый, как старик и чистый, как ребенок». Лао Цзы был воплощением восточной философии и идеей поиска гармонии.

«Дао дэ цзин» это трактат, раскрывающий основные положения даосизма и самого Дао. В «Дао-Дэ-цзин» Дао понимается прежде всего как Великий Путь, которым следует Вселенная, или как Космический Закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао — это и субстанция, т.

е. основа и носитель этого закона. Отсюда Дао может пониматься как субстантивированная закономерность всего сущего. Дао присуща благородная сила — Дэ (добродетель), посредством которой Дао себя проявляет.

«Чжу-ан Цзы» Трактат последователя Лао Цзы. Последователя звали Чжуан-Цзы и он был вторым по значимости человеком в Даосизме. Трактат ценен тем, что символизирует «развитой даосизм». В «Чжуан Цзы» Дао в космологическом плане по-прежнему выступает как порождающее начало, предшествующее миру «оформленных вещей»: «Дао, не будучи вещью среди вещей, делает вещи вещами». Идеи: Наше восприятие окружающего зависит от наших представлений. Наши чувственные восприятия чрезвычайно изменчивы. Следует осторожно относиться к разного рода догматическим утверждениям или оценкам, основанным на нашем ограниченном опыте, - они ведут к ошибкам и искажениям. Опытное восприятие будет объективным только в том случае, когда мы освободимся от навязанных нам условностей и парадигм; тогда мы сможем воспринимать окружающее ясно и правильно (мин) и окажемся в состоянии действовать спонтанно и легко (увэй). Того, кто сумел встать на этот путь, можно назвать идеальной личностью. Языковые значения неустойчивы и зависят от контекста. Смерть - естественная часть жизни, одно из множества превращений живого.

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...