Зарождение китайской философии. Отличие китайского стиля мышления от индийского и западного. «Сто школ» и «Шесть школ». Даосизм и конфуцианство
Восточная философия / Зарождение китайской философии. Отличие китайского стиля мышления от индийского и западного. «Сто школ» и «Шесть школ». Даосизм и конфуцианство
Страница 1

Философия в Китае зародилась в период VI—III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позднее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян. Философы впервые приступили к разработке правил, по которым должен жить человек. Наблюдается непреклонное стремление к гармонии. Считали, что современному западу не хватает гармонии. Носит прикладной и практический характер. Философские учения играли важную роль у власти. Китайская философия в отличие от индийской отличается практической направленностью.

С точки зрения китайской философии, человек должен жить в гармонии с природой и обществом. Китайская философия обращает огромное внимание на развитие общества в целом, а запад на личность. Китаец исследует своё место в обществе (некий коллективизм). В китайской философии решался ряд философских вопросов, таких как: соблюдать ли древние ритуалы? Использовать ли насилие в политике? Возможно ли чтобы один человек оказывал благотворные ощущения на общество?

Количество различных направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». Уже в древности предпринимались неоднократные попытки классификации этих школ, наиболее известная из них принадлежит китайскому «отцу истории» Сыма Цань (II в. до н.э.). Он выделил шесть основных течений, в древнекитайской философии: 1) Инь-Ян - две космические силы, которые лежат в основе всего. Особое значение космологии. Философия природы. Любая вещь существует в борьбе противоположностей; 2) Книжников и мудрецов (конфуцианство); 3) Монистов - всеобщая любовь к низшим слоям общества; 4) Имён - сосредоточение внимания на словах, именах; 5) Легистов - верили, что можно эффективно управлять государством. Люди поступают правильно, если их заставляют так поступать; 6) Даосизм - избегали конфликтов, противоречий. Основными из которых впоследствии стали конфуцианство и даосизм.

Основоположником даосизма считается Лао Цзы («Старый мудрец» или «Старый ребенок»), который по преданию был старшим современником Конфуция. О жизни его практически ничего не известно. Концепция Дао (путь) – нечто таинственное, не поддаётся осмыслению, следует лишь чувствовать. Дао лежит в основе всех вещей, включая природу, человеческую душу, государство. Всеобъемлющее учение. Направление – Даоская философия природы. Признаёт существование невидимой силы, которая управляет всем. Ей нужно подражать, но не поклоняться. Принцип Дао-Фу. Дао неизменно, но в природе вещи меняются, стремясь к равновесию. Фу – возвращение от крайности к гармонии, равновесию. Дао – возвратно. Принцип Инь-Ян. Инь – всё женское, всё тёмное, холодное, пассивное, воспринимающее; Инь соотносится с землёй. Ян – мужское, тёплое, светлое, активное; соотносится с небом. Дисгармония возникает тогда, когда происходит неправильное сочетание. Самоочищение и самоуглубление – основная задача Дао. В «Дао-Дэ-цзин» утверждается, что знание Дао доступно не всем людям, а только совершенномудрым. Это люди, лишенные всех страстей, способные видеть за борьбой вещей их гармонию, за движением — покой, за бытием — небытие. Знание Дао состоит в молчании: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает». Дао в космологическом плане по-прежнему выступает как порождающее начало, предшествующее миру «оформленных вещей»: «Дао, не будучи вещью среди вещей, делает вещи вещами».

Основоположником конфуцианства был Конфуций (Кун Цзы — «учитель Кун»). Конфуций считал своим главным долгом поведать ученикам о культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: «Я передаю, а не создаю» («Лунь Юй»). Конфуция мало интересовали натурфилософские проблемы типа происхождения и устройства мира (как земного, так и небесного). Конфуцианство представляет собой прежде всего этико-философское учение. Его волновали практические, земные вопросы. Найти путь к спокойному развитию общества. Был чужд ко всему мистическому. Конфуций был умозрительным философом. В музыке он видел завершение социальной системы. Музыка, по его мнению, должна служить некой пищей для народа. Он учил 4 основным вещам, в которых состояла основная суть его философии: 1) Письменам; 2) Правилам поведения; 3) Верноподданности; 4) Чистосердечности. Гуманность и этикет (жэнь и ли) были для Конфуция универсальными законами. Им была сделана попытка построения автономной морали. Он избрал путь – через форму прийти к содержанию. Учение о государстве. На первое место он ставил – исправление имён, т.е. каждый должен вести себя в соответствии со своим социальным статусом. В качестве образца такого государства он ссылался на древние писания, именно там можно найти образец этого государства. В конфуцианстве можно проследить любовь к такому человеческому качеству, как амбициозность. Считалось, что человек должен быть амбициозным. Амбициозность – положительное качество человека. Конфуций серьёзно относился к отношениям между людьми. Любое общество должно быть скреплено следующими критериями: 1) муж и жена; 2) родитель и ребёнок; 3) правитель и подданный; 4) Дети родителей; 5) отношение друзей. Конфуцианский канон (учебная программа конфуцианской школы): книга песен, историй, обрядов, музыки, весны и осени, перемен. Конфуций был первым учителем в Китае, набиравший учеников из числа простых людей. Школа Конфуция ставила следующую задачу – подготовить учеников на государственную службу. Конфуций подчёркивал важность характера отношений в обществе. Конфуций полагал, что изучение традиционных ритуалов и обрядов помогает сбалансировать воспитание искренности в высших идеалах общества. Конфуций, подчёркивает важность к мелочам, т.к. мелочи – это маленькое составляющее целого. Также он учит сохранять искренность, за счёт покоя, называя это – спокойное состояние. Уже во II в. до н.э. Конфуций был обожествлен, и конфуцианство приобрело черты религии. Но и те, кто не считал его богом, почитали его как первого Учителя, данного людям.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...