Санкхья, учение о материи (пракрити) и душах (пуруша). Мировая эволюция её этапы и особенности. Теория познания, метафизика, психология, этика, сотерология
Восточная философия / Санкхья, учение о материи (пракрити) и душах (пуруша). Мировая эволюция её этапы и особенности. Теория познания, метафизика, психология, этика, сотерология
Страница 1

Основатель – мудрец Капила. Не располагает письменными, оригинальными текстами. Основная сутра принадлежит к средним векам, но приписывается Капиле. Капила устно передавал Ассуре (его ученик) своё учение. Его тексты можно встретить в Махабхарате, Бхагавадгите. Метафизика Санкхьи связанна с теорией причинности. Следствие и причина – два состояния одной субстанции (выявленное и не выявленное состояние). Считали, что следствие существует в материальной причине. Например, глиняный горшок находится в глине (где глина – причина, а глиняный горшок – следствие). Считали, что реальны только следствия.

Первопричина мира объектов – некое «не Я». «Я» - не может быть ни причиной, ни следствием. Тонкие продукты природы, такие как ум, интеллект и «Я» – не образованы атомами, а созданы пракрити. Санкхья принимает пракрити как то, что порождает все объекты материального мира. Оно вечно и вездесуще; являясь основой для тонкой природы, оно становится тонкой силой способной разрушить мир. Пракрити – веревка, скрученная из трёх нитей; гунны (сатва-гунна, раджаз-гунна, тамас-гунна) основные компоненты первичной субстанции пракрити. Нити связывают духовое и материальное – пракрити и пурушу. Пракрити – единство трёх гунн. При смешивании гунн происходит толчок эволюции. «Я» или Пуруша – второе проявление первичной реальности. Существование «Я» – очевидно. «Я» – отличается от тела, ума, чувств. «Я» – есть дух, обладающий сознанием. «Я» – чистое сознание (это его сущность). «Я» – вечное, всепроникающая, вездесущая реальность. «Я» – внешняя сила и становится причиной пракрити. Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как результат реального превращения одного объекта (причины) в другой (следствие). Так, например, творог появляется в результате превращения молока, но это превращение возможно только в силу того, что потенциально творог уже содержался в молоке. Если бы такой взаимосвязи между творогом и молоком не было, то молоко могло бы превратиться в мед или глину, или тот же творог мог бы возникнуть из меда, глины и т.п. Признание причинно-следственных зависимостей в мире ведет нас к признанию существования материальной первопричины всех существующих предметов. Такой первопричиной они считают пракрити (материю). В философии Санкхья утверждается существование двух исходных видов реальности, т.е. первоначал: пракрити и пуруши. Пуруша – это идеальное начало, дух, чистое сознание, высшее «Я», он вечен (не сотворим и не уничтожим) и пассивен. Пракрити – это «не-Я», материальная субстанция, она вечна (не сотворима и не уничтожима), активна, состоит из трех гунн: саттва, раджас и тамас. Человеческое «я» само по себе свободно и бессмертно. Но под влиянием невежества и незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом (манасом). Поэтому, когда страдает, например, тело, нашему «я» кажется, что это страдает оно само. Как только наше «я» осознает свое отличие от «не-я» (т.е. тела, чувств и ума-манаса), оно достигает состояния освобождения, становясь бесстрастным наблюдателем событий мира. Но для этого еще недостаточно просто понять эту истину, необходимо пройти долгий путь воспитания и постоянных размышлений о сути бытия и сущности нашего «я». Освобождения мы может достичь или оставаясь в этом мире – при жизни, или после смерти тела – в другом мире. Философия Санкхья отвергает веру в Бога, выдвигая при этом следующие аргументы. Во-первых, существование Бога не может быть доказано. Во-вторых, мы можем объяснить возникновение и существование мира, не прибегая к понятию Бога, т.е. оно нам не нужно. Некоторые представители санкхьи все-таки допускали существование Бога, но только как бесстрастного наблюдателя, а не создателя мира. Выделяются 3 компонента, которые приводят к познанию: 1) Восприятие; 2) Логическое умозаключение; 3) Свидетельство авторитетов. Восприятие – основной источник познания пяти органов чувств. Интеллект, эго, ум – перерабатывают данные внешних органов чувств в умозаключение. Ум (синтезирует) передаёт данные – эго, которое, в свою очередь, передаёт данные – интеллекту. Логическое умозаключение строится: 1) на основе следствий вытекающих из причин (дождь – тучи); 2) о причине по её следствию (лужи – свойство прошедшего дождя); 3) по аналогии (различное положение луны – значит, луна движется). Существовало 2 вида свидетельства авторитетов: 1) обыкновенные, но внушающие доверие лица; 2) свидетельства Вед, дающие истинное познание. Освобождение – является конечной целью. Полное устранение страданий + понимание: что мы и есть «Я» и отдельны от этого мира, – ведёт к освобождению.
Страницы: 1 2

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...