Основные идеи (понятия, положения) философских школ хинаяны (вайбхашики, саунтрантки)
Восточная философия / Основные идеи (понятия, положения) философских школ хинаяны (вайбхашики, саунтрантки)

Школа хинаяна считают, что существует независимая Вселенная, где разум наряду с другими объектами является конечным.

Школа Вайбхашика следовала «Вибхаше»[5]. Отвергала авторитет сутр и следовала точке зрения Вибхаше. Опиралась на опыт, т.е. знание, полученное в результате непосредственного контакта с объектом. Опыт основывается на восприятии органов чувств. Любое суждение невозможно, вне чувственного познания. Опыт основывается на чувстве. Объекты разделяли на: 1) воспринимаемые и выводимые; 2) чувственные и мысленные. Постоянными являются элементы, лежащие в основе субстанции. Причина и следствие относятся к двум сторонам одной и той же вещи.

Вода – будет являться общей субстанцией для льда и капли. Считали, что причина не исчезает, а всего лишь изменяет своё название. По положению школы допускается реальное существование элементов. Признают реальность внешнего мира. Объекты разделяют на внешние (принадлежащие к элементу) и внутренние (внутренний интеллект/читта). Первичные субстанции состоят из первичных атомов, т.е. материальных объектов воспринимаемых органами чувств – комбинацией 4-х элементов: цвет, запах, вкус, осязание – что в свою очередь делится на первичные атомы. Инструмент познания – восприятие (целостное видение объектов) и их ощущение. Восприятие + ощущение = ориентировку в окружающем мире. Восприятие – даёт истину, свободную от всякого измышления (выдумывания). Понятие – илюзованно. Необходимо умозаключение – некое умственное действие, связывающее в ряд мысли. Будда является человеком, достигшим ограниченной нирваны, и после смерти – окончательной нирваны. Считают, что божественное качество Будды – это интуиционная истина.

Школа Саунтратика считала, что внешний мир не возникает по воле индивида. Только его наличие является основой его восприятия (нет мира – нечего познавать). Мир является внешним по отношению к сознанию. Считают, что внешние объекты мгновенны; что познающий объект получает иллюзорное понятие. Отрицают непосредственное познание мира, но признают его реальность. Разделяют точку зрения атомизма, но с тем условием, что атом – это эфир. Отвергали Бога, как творца. Считали, что творения не создаются ни Богом, ни духом, ни материей. Саутрантики признают реальность не только ума, но и внешних объектов. Они утверждают, что без признания внешних объектов невозможно объяснить даже их иллюзорную видимость. Если бы мы никогда не воспринимали ни одного внешнего объекта, то не могли бы сказать, как это делают субъективные идеалисты, что благодаря иллюзии сознание становится подобным внешнему объекту. Всякий раз при восприятии какого-либо предмета (например, горшка) этот предмет воспринимается как внешний объект, а осознание его – как объект внутренний, то есть заключенный в уме. Объект с самого начала познается как отличный от сознания, а нетождественный с ним. Если бы воспринимаемый горшок был тождественен субъекту, то мы могли бы сказать: «Я — горшок». Кроме того, если бы не было внешних объектов, то разница между «представлением горшка» и «представлением платья» не могла бы быть объяснена, потому что как моменты сознания они тождественны и различаются только как предметы. Следовательно, мы должны признать существование различных внешних объектов вне сознания.

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...