Материалистическая философия Чарвака-Локаята (теория познания, гедонизм, отношение к религии и т.д.)
Восточная философия / Материалистическая философия Чарвака-Локаята (теория познания, гедонизм, отношение к религии и т.д.)

Термин «Чарвака» можно считать синонимом термина «материалист». Достоверным источником познания является только непосредственное чувственное восприятие, все опосредованные источники познания ненадежны и часто приводят к заблуждениям. Наш опыт, основанный на чувственном восприятии, говорит о существовании только одного мира — материального и телесного. Бога (или богов) нельзя воспринять с помощью органов чувств, поэтому у нас нет никаких оснований говорить о его существовании. Все материальные объекты состоят из четырех элементов: воздух, огонь, вода и земля. Все объекты, существующие в мире (как живые, так и не живые), представляют собой различные комбинации этих элементов.

Нет ничего нематериального, в том числе души. Нематериальную душу невозможно воспринять. То, что люди ошибочно называют душой, на самом деле есть тело, наделенное сознанием. Основание для таких утверждений мы находим в нашей повседневной жизни, где мы часто говорим: «Я худой», «Я слепой» и т.п. Если бы наше «я» принципиально отличалось от тела, такого рода высказывания были бы бессмысленными. Сознание способно отражать окружающую реальность в чувственно-понятийных образах. Нет никакой души отличной от тела. Единственный источник знания – восприятие. Разумный человек должен стремиться к тому, чтобы получать от земной жизни максимум удовольствий и минимум страданий. Поэтому хорошими поступками считаются те, которые приводят к обретению удовольствий, а плохими – те, которые ведут к страданию. Важным средством для получения удовольствий является богатство, поэтому к нему стоит стремиться. Но при этом не надо забывать, что богатство является только средством, а не целью. Отвергли Веды и отказались от авторитета Вед, ориентируясь на собственное познание. Они считали, что всё, за исключением восприятия, в качестве познания, является не достоверным и заблуждением. Мы не можем делать вывод, пока не знаем всеобщей связи. Нельзя полностью доверять свидетельствам авторитетов. Ведь свидетельство состоит из слов так – как мы их слышим. С точки зрения Чарвака-Локаята – Веды были трудами жрецов, которые исходя из материальных целей, обманывали не разумных людей. Если восприятие есть единственный источник познания, то мы можем признать реальность только тех вещей, которые поддаются нашему восприятию, а всё остальное не существует. Именно поэтому, они считали, что Бога нет, души нет, реанкарнации и Небесного Царства тоже нет, а это уже приводит к вседозволенности. Материя – есть единственная реальность. Они считают, что освобождение может быть достигнуто только в результате смерти. Но кто из живущих будет стремиться к этому?! Цель жизни – богатство и наслаждение (вершина человеческих желаний). Выступали против религии. Считают несправедливым, что один человек должен подчиняться или подчинять, т.к. все равны перед друг другом с рождения. Моральные правила – это людские условности и стереотипы. Когда мы соблюдаем пост, мы забываем о наслаждении. Не следует из-за боязни страдания отказываться от наслаждения.

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...