Теория познания Джайнизма. Виды опосредованного (парокша) и неопосредованного (апарокша) познания (общая характеристика). Теория суждения
Восточная философия / Теория познания Джайнизма. Виды опосредованного (парокша) и неопосредованного (апарокша) познания (общая характеристика). Теория суждения
Страница 1

Согласно учению джайнизма, сознание является неотъемлемой сущностью каждой души. сознание рассматривается ими как нечто подобное солнечному свету, который обнаруживает не только сам себя, но и все другие предметы, при условии устранения преград, мешающих проникновению его к этим предметам. Если бы не было препятствий, душа стала бы всеведущей. Всеведение потенциально присуще каждой душе. Однако мы знаем, что все простые души более или менее невежественны, а их знание ограничено. Джайнисты считают, что эта ограниченность обусловлена преградами, поставленными различными кармами, которые в той или иной степени препятствуют естественному сознанию души и, таким образом, лишают ее присущего ей всеведения.

Джайнисты подразделяют познание на два вида: непосредственное и опосредствованное (апарокша и парокша). Но они указывают на то, что познание, обычно рассматриваемое как непосредственное, является непосредственным только относительно. По сравнению с выводом восприятие внешних и внутренних объектов посредством чувств и ума может считаться непосредственным познанием. Но всё же нельзя сказать, что такое познание абсолютно непосредственно, ибо даже в этом случае душа познает объекты посредством чего-то другого: посредством чувств и ума. Кроме такого обычного, эмпирически понимаемого, непосредственного познания, имеется также действительно абсолютно непосредственное познание, получаемое душой после устранения преград ее кармы. При таком познании сознание души непосредственно связывается с объектами, без посредничества наших чувств и т. д., просто путем устранения карм, мешавших ей проникнуть к этим объектам. Кроме эмпирического познания, существует абсолютное познание – когда душа связывается с вещами, познавая их, без помощи наших чувств и ума. Различают 3 вида познания: 1) Мати-Джняна (память, узнавание, индукция, дедуктивное мышление); 2) Шрути-Джняна (знаки, символы, слова); 3) Авадхи-Джняна (непосредственный вид познания объектов + субъектов отдалённых во времени); Манах-Парьяя-Джняна (умение читать мысли других людей); Кевала-Джняна (всеведение, абсолютное знание). Первые два являются опосредованным познанием, а последние непосредственным.

Философы джайнизма указывают, что разные виды непосредственного и опосредствованного знания, касающиеся тех или иных предметов, показывают наличие бесчисленного множества характеристик у всякого предмета. Каждое суждение о той или иной вещи, суждение, которым мы пользуемся в повседневной жизни, справедливо только с нашей точки зрения и только в том аспекте, в котором мы рассматриваем данный объект. Джайнисты настаивают на том, чтобы каждое суждение было ограничено каким-нибудь выражением, таким, как «некоторым образом», так что они открыто признают ограниченность данного суждения и возможность признания других альтернативных суждений, высказанных с иной точки зрения. Например, вместо того, чтобы высказать суждение вроде «слон похож на столб», во избежание путаницы следует сказать «слон некоторым образом (то есть в отношении его ног) похож на столб». Общая формула всех утвердительных суждений символически может быть выражена в следующем виде: «Некоторым образом S есть P». Далее, отрицательное суждение об объекте может быть выражено так: «Некоторым образом кувшин не находится за пределами комнаты». Общая формула для всех отрицательных суждений должна быть выражена так: «.Некоторым образом S есть не Р».

Страницы: 1 2

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...