Учение о карме, сансаре, мокше
Восточная философия / Учение о карме, сансаре, мокше

Карма – это причинно-обусловленный закон судьбы и одновременно та сила, которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида. Любой поступок, совершаемый человеком (или даже богом), влияет на его карму — улучшая или ухудшая ее. Каждый хороший поступок, совершенный в данной жизни, приводит к тому, что в этой или одной из последующих жизней с данным человеком случится нечто хорошее; аналогично, плодом любого плохого поступка является какое-либо несчастье. Учение о карме активно использовалось во всех школах индийской философии, получая несколько различную трактовку. Так, например, школы Ньяя и Вайшешика считали, что закон кармы устанавливается Богом, который сотворил мир в соответствии с законом кармы.

А такие школы как Буддизм, Джайнизм, Санкхья, Миманса считали, что закон кармы не зависит от бога, а этот закон присущ самому миру. Но во всех философских школах считается, что на карму влияют только поступки, совершенные под влиянием страстей, а бескорыстные и бесстрастные поступки не имеют кармических последствий и могут даже разрушать прошлую карму. Наша нынешняя судьба — это результат кармы, возникшей под влиянием наших же поступков в прошлом. Но наши нынешние действия могут преодолеть эту судьбу: отсюда открывается определенный путь к освобождению — уходу от власти кармы. Идея кармы отвечала этическим запросам древнеиндийского общества. Она решала проблему добра и зла, источником которых считался сам человек. Т.е. карма – это совокупность деяний человека.

Сансара – буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога. Сансара – является реализацией действия «закона кармы». Т.е. сансара – это бесконечный путь реанкарнации.

Мокша – это освобождение от реанкарнации. Учение о мокше заключается в преодоление индивидом зависимости от мира, вовлечённости в круг рождений и смертей, избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре достигается при условии познания тождества «Я», Атмана, с чистой реальностью бытия - брахманом.

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...