Глобальные проблемы в системе «индивид–общество». «Антропологическая катастрофа»
Материалы / Глобальные проблемы современности / Глобальные проблемы в системе «индивид–общество». «Антропологическая катастрофа»
Страница 2

2. Рост могущества государственного аппарата. Государство обнаружило, в ряде случаев, способность подчинить все параметры бытия личности и охватить рамками такого подчинения практически все население (например, государства периода диктатуры: гитлеровской — в Германии, сталинской — в Советском Союзе). Даже страны, признанные в качестве бастионов демократии, не избежали тенденций к вторжению в частную жизнь граждан, причем, чем более экономически развито государство, тем более оно претендует на всепроникаемость своего внимания.

3. «Восстание масс». «Масса» в индустриальном обществе — это множество способных к развитию людей, подчиненных одной структуре — нормирующему закону.

С развитием массового общества постепенно исчезает чувство собственного бытия и неприкосновенности бытия «личности», что прежде составляло основу общественной жизни. Личностная культура постепенно замещается культурой массовой. Создается «человек массы» Он является потребителем информации, распространяемой при помощи средств массовой коммуникации: стандартизированный материал передается всем группам населения одинаковым способом, воспринимается единообразно. Такие массы анонимны и конформны. Стереотипное мышление, единообразие, приспособленчество, несамостоятельность мышления — таким формируют человека средства массовой информации. «Человек-масса» — это тот, кто не может оценить самого себя ни с плохой, ни с хорошей стороны, это тот, кто чувствует себя таким, как все, и ничуть не переживает из-за этого. Он не требует от себя многого, не стремится к самоусовершенствованию, предпочитая не усложнять себе жизнь. Он плывет по течению и довольно успешно решает свои материальные проблемы. С интеллектуальной точки зрения это тот, кто, не затрудняя себя долгими духовными поисками и умственными усилиями, удовлетворяется первой мыслью, пришедшей ему в голову.

Вместе с тем возможен и другой сценарий — тот, который открывал бы действительные перспективы как для отдельной личности, так и для общества в целом. Однако для его реализации необходимо как минимум осознание опасных сторон «восстания масс» и умение блокировать развитие негативных тенденций.

4. Агрессивность. Массам свойственно с готовностью откликаться на призывы тех, кто предлагает простые решения. Для объяснения неудач и трудностей конструируется образ врага. Его легче создать на основе неизвестного — того, информация о чем скудна и недостаточна, питается мифами, слухами, домыслами. Так было во времена «холодной войны» и во многих других случаях. Таким образом, возникают и культивируются на волнах общественного сознания две грозные и опасные болезни нашего времени — агрессивный национализм и воинствующий космополитизм. Под космополитизмом здесь понимаются идеи и практика, связанные с игнорированием национальных различий, со стремлением подогнать всех к единому шаблону.

5. «Бегство от свободы». Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги, так как теперь ничто и никто, кроме самого человека, не предопределяет его судьбу. Эта изоляция психологически непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимой индивидуальности каждого. Если люди не в состоянии перейти к от свободы негативной к свободе позитивной, они стараются любым путем избавиться от свободы вообще. Фромм рассматривает три пути такого отказа. Первый заключается в жажде власти — феномен, порожденный не силой, а слабостью, стремлением самоутвердиться за счет подчинения себе других. Это «садизм» — наслаждение от полного господства над людьми. В этом господстве человек и растворяет свою свободу. Второй исходит из осознания человеком себя стоящим перед лицом чужого, враждебного мира. В этой ситуации у человека нет заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорей тот невыносимый дар свободы, с которым это несчастное существо рождается. Испуганный индивид ищет чего-нибудь или кого-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность, благодаря чему мог бы избавиться от собственной личности, потерять себя. Третий путь, когда человек перестает быть собой, — конформизм. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном. Исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх между одиночеством и бессилием.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...