СверхчеловекМатериалы / Анализ философских идей Фридриха Ницше / Сверхчеловек
Нет ничего более ошибочного при оценке ницшеанской идеи «сверхчеловека», чем трактовать ее как основу своеобразной эволюционной доктрины, аналогичной доктрине Дарвина. Наоборот, он полемизирует с ними. Ницше противопоставляет дарвинизму два соображения: низшие формы не способны создать высшие формы, и – еще более досадное – в большей части одни лишь слабые и посредственные люди выигрывают в борьбе за жизнь. Правила требуют того, чтобы сильные личности с элитарными душами погибали или терпели бедствие. Нет никакой возможности проникнуться идеей Ницше о сверхчеловеке, если не признать доктрину селекции, которая выступает гарантом обязательного появления сверхчеловека; в первую очередь, это воспитание воли к власти самой по себе, воспитание, предназначенное для того, чтобы создать независимую сущность, делом жизни которой будет вечное возвращение.
Отбор по мысли Ницше, - это не чисто биологический процесс, направляемый природой, и не диалектика истории, а специальный метод обучения, направленный на воспитание воли к власти у компетентного меньшинства. Селекция по Ницше ориентирована на создание сверхчеловека, противостоя идеалистическому одомашниванию, ориентированному на создание «низшего» человека. Одомашнивание человека – это священническое изобретение, техникой которого является заглушение инстинктов в сочетании с формированием чувства вины и боязни греха. Отбор, по Ницше, напротив, старается облагородить инстинкты, а также придать им смысловое значение. Предлог «сверх» в слове «сверхчеловек» подразумевает выражение наиболее полного его значения: подчеркивается, что сверхчеловек появится лишь в результате преодоления самого себя, где воля к власти человека выполняет свое настоящее предназначение. Заратустра объявляет об этом: «Я учу вас познавать сверхчеловека. Человек есть нечто, что должно быть побеждено».[3] В этом случае необходимо четко разграничить: изменяется первым человек, а не окружающий его мир, который затем вынужден быстро приспосабливаться к нему. Ницше утверждает это, показывая, как человек, находящийся в упадке, трансформируется в сверхчеловека: «В человеке великое то, что он – мост, а не цель; что можно любить в человеке, так это то, что он есть переход и падение»;[4] и далее: «Я люблю тех, кто не знает, как надо жить, они – погибающие, потому что переходят на ту сторону».[5] «Сверхчеловек» есть нечто доселе не бывшее, это надо твердо помнить для ясного понимания всей концепции Ницше: Заратустра, а тем более сам Ницше, не типы «сверхчеловека», но лишь пророки и провозвестники его».[6] Таким образом, мы можем сказать, что учение о сверхчеловеке очень глубоко. Сверхчеловек – это не лучший человек, а вообще нечто иное, вот почему эту идею нельзя считать основой для идеологии нацизма. Ницше в этом понятии утверждает основной принцип поведения человека: каждый должен нести абсолютную ответственность за свои действия, совершенные им в этом мире. Каждый, будучи абсолютно свободным должен сам создавать себе ценности.
Смотрите также
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...