Заключение

Вглядываясь в прошлое, понимаешь невозвратность, необратимость времени, в том числе и времени научного поиска, жизни той или иной школы. Слово "деятельность" имеет то же значение, что и двадцать лет назад, но вызываемые им резонанс, атмосфера, интонация, с какой оно произносится, — качественно иные. Возродить прошлое мы не можем. Мы можем и должны оставаться верными тем общим метаценностям, которые во все времена одни, понимать их наследуемость, преемственность, вновь и вновь возрождать их своими усилиями. Однако конкретное направление науки не консервируется, прошедшее с определенного срока оборачивается историей, т.

е. предметом, отчужденным от соучастия в текущей жизни. Возможно из истории взять определённые идеи, подходы, образы, но нельзя стремиться к тому, что является вчерашним днём. Будущее строится на основе прошлого, им порождается, будущее – изменённое прошлое.

Конкретные теории могут и должны развиваться, изменяться, но всё это само по себе не означает отказ от деятельностного подхода как рамки для новых деятельностных теорий. Человек – не только природное, но и искусственное существо. Если предположить исчезновение искусственной составляющей в деятельности, то можно предположить в этой связи и исчезновение человека. Утилитарно-потребительское, отношение к природе должно смениться на взаимодействие с ней по принципу "ко-эволюции", на своеобразный диалог с ней. Отношение же к другому человеку не как к внешнему, а как к необходимому компоненту меня самого, диалог и с ним, в ходе которого меняется каждый участник, понимание необходимости культурного разнообразия, диалог и полилог разных культур, осознание роли культурной традиции – вот предполагаемые направлении возможного развития человечества.

"Философия сознания – одна из наиболее интенсивно развивающихся областей современной философии. Использование в этой области деятельностных представлений, как мне кажется, может быть весьма результативным и для философии, и для наук о человеке, включая психологию".

В рамках данной работы произведён историко-философский анализ категории "деятельность", соотношение данной категории с некоторыми другими, выявлен онтологический характер деятельности человека как субъекта бытия, схематично намечены пути развития категории деятельности в современном сознании. Объективный мир выступает как источник познавательной деятельности субъекта, в этой связи интересна перспектива изучения индивидуального познания и его свойств. Исследование способностей как свойства индивидуального познания, форм психического отражения, взаимодействия чувственного и рационального познания невозможно вести, не опираясь на философское понимание категории деятельности. Новое время психологии — это время практико-ориентированных теорий, концепций, взглядов, подходов, которые, используя фундамент и базу существующих теоретических философских и психологических систем, впишут яркую страницу в книгу отечественной науки. То, что определяло каркас нашей науки — научные школы и теории Г.И. Челпанова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина – найдут своих последователей в силу их актуальности. В психологии будущего, где развитие души каждого человека, история его жизни станет конкретной действительностью научного изучения, предметами станут личность в развитии поступков, сознание в развитии рефлексии, деятельность в развитии души человека и происходящих событий.

Известны слова, что новый век либо будет веком гуманитарным, либо его не будет вовсе. Гуманитарность надо понимать здесь в самом широком значении — как ориентированность на человека, на всю высоту, полноту и назначение его образа. Психология при этом призвана выполнить необыкновенно важную, но все же служебную роль. Всякая подмена, редукция человека, в том числе и к его психологическому уровню, несет известную опасность. В XX в. человека уже сводили к экономическому началу, высшей нервной деятельности, социальным факторам и т.п. Именно философия должна выступать как наука, традиционно интегрирующая гуманитарные, естественно-научные, точные дисциплины, именно в этом качестве она будет развиваться столь же успешно, как и в прошлые эпохи.

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...