Заключение

Вглядываясь в прошлое, понимаешь невозвратность, необратимость времени, в том числе и времени научного поиска, жизни той или иной школы. Слово "деятельность" имеет то же значение, что и двадцать лет назад, но вызываемые им резонанс, атмосфера, интонация, с какой оно произносится, — качественно иные. Возродить прошлое мы не можем. Мы можем и должны оставаться верными тем общим метаценностям, которые во все времена одни, понимать их наследуемость, преемственность, вновь и вновь возрождать их своими усилиями. Однако конкретное направление науки не консервируется, прошедшее с определенного срока оборачивается историей, т.

е. предметом, отчужденным от соучастия в текущей жизни. Возможно из истории взять определённые идеи, подходы, образы, но нельзя стремиться к тому, что является вчерашним днём. Будущее строится на основе прошлого, им порождается, будущее – изменённое прошлое.

Конкретные теории могут и должны развиваться, изменяться, но всё это само по себе не означает отказ от деятельностного подхода как рамки для новых деятельностных теорий. Человек – не только природное, но и искусственное существо. Если предположить исчезновение искусственной составляющей в деятельности, то можно предположить в этой связи и исчезновение человека. Утилитарно-потребительское, отношение к природе должно смениться на взаимодействие с ней по принципу "ко-эволюции", на своеобразный диалог с ней. Отношение же к другому человеку не как к внешнему, а как к необходимому компоненту меня самого, диалог и с ним, в ходе которого меняется каждый участник, понимание необходимости культурного разнообразия, диалог и полилог разных культур, осознание роли культурной традиции – вот предполагаемые направлении возможного развития человечества.

"Философия сознания – одна из наиболее интенсивно развивающихся областей современной философии. Использование в этой области деятельностных представлений, как мне кажется, может быть весьма результативным и для философии, и для наук о человеке, включая психологию".

В рамках данной работы произведён историко-философский анализ категории "деятельность", соотношение данной категории с некоторыми другими, выявлен онтологический характер деятельности человека как субъекта бытия, схематично намечены пути развития категории деятельности в современном сознании. Объективный мир выступает как источник познавательной деятельности субъекта, в этой связи интересна перспектива изучения индивидуального познания и его свойств. Исследование способностей как свойства индивидуального познания, форм психического отражения, взаимодействия чувственного и рационального познания невозможно вести, не опираясь на философское понимание категории деятельности. Новое время психологии — это время практико-ориентированных теорий, концепций, взглядов, подходов, которые, используя фундамент и базу существующих теоретических философских и психологических систем, впишут яркую страницу в книгу отечественной науки. То, что определяло каркас нашей науки — научные школы и теории Г.И. Челпанова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина – найдут своих последователей в силу их актуальности. В психологии будущего, где развитие души каждого человека, история его жизни станет конкретной действительностью научного изучения, предметами станут личность в развитии поступков, сознание в развитии рефлексии, деятельность в развитии души человека и происходящих событий.

Известны слова, что новый век либо будет веком гуманитарным, либо его не будет вовсе. Гуманитарность надо понимать здесь в самом широком значении — как ориентированность на человека, на всю высоту, полноту и назначение его образа. Психология при этом призвана выполнить необыкновенно важную, но все же служебную роль. Всякая подмена, редукция человека, в том числе и к его психологическому уровню, несет известную опасность. В XX в. человека уже сводили к экономическому началу, высшей нервной деятельности, социальным факторам и т.п. Именно философия должна выступать как наука, традиционно интегрирующая гуманитарные, естественно-научные, точные дисциплины, именно в этом качестве она будет развиваться столь же успешно, как и в прошлые эпохи.

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...